- Самое яркое событие в вашей студенческой жизни?
Н.Л.: С учебой не связано – рождение сына. Сейчас ему год и восемь месяцев. Когда он родился, меня просто засыпали поздравлениями – даже малознакомые люди, которые узнавали об этом радостном для меня событии случайно. Эту искренность и теплоту не могу забыть до сих пор.
Е.Ф.: Практика. Это бесценно: набираешься опыта, людей начинаешь лучше понимать, получаешь возможность побывать в дальних уголках страны. Скажите, если бы не практика, разве побывал бы я на Чукотке?!
А.Р.: Учебная практика на улице Дмитрия Ульянова, где мы производили съемку дороги в заброшенном подземном гараже. Много слоняющихся без дела подростков и лиц без определенного места жительства, кругом арматура. Впрочем, нам это никак не помешало – лишь добавило живых впечатлений. Группа «разбилась» на три части, каждая из которых трудилась на своем этаже гаража. Практика прошла на «ура».
- Какой преподаватель запомнился больше других?
Н.Л.: Заведующая нашей кафедрой Татьяна Ивановна Юшина. Активная, жизнерадостная, позитивная! Львиную долю того, чем я сегодня обладаю в профессиональном плане, я получил от нее.
Е.Ф.: Профессор нашей кафедры Иван Михайлович Ялтанец, который читал нам курс «Гидромеханизация и подводные горные работы». Человек с громадным опытом, много где работал, видел производство изнутри, поэтому всегда приводил живые практические примеры, а не читал «голую» теорию.
А.Р.: Их двое: Павел Николаевич Бруевич – первый мой преподаватель геодезии, а также Георгий Оникович Абрамян – руководитель моей научно-исследовательской деятельности и просто – очень хороший человек.
- Если бы пришлось заново выбирать вуз, какой бы вы выбрали?
Н.Л.: Горный. Проучившись здесь пять лет, точно могу сказать – это мое. Испытываю к горному делу огромный интерес.
Е.Ф.: Московский Горный. За годы учебы здесь ни в чем не разочаровался. Три «кита» выпускников Горного – это: достойный статус (недаром звание горного инженера в старину приравнивалось к высоким офицерским чинам), хороший достаток и большие перспективы – в России много полезных ископаемых, вся таблица Менделеева, их только добывать и добывать.
А.Р.: Горный. Теплая дружеская атмосфера нашего вуза неповторима. Плюс высокий уровень образования. Недаром получаю в МГИ второе высшее – экономическое. Я даже работать здесь бы хотела, если бы зарплата была выше.
- Слова любимой кафедре?
Н.Л.: Только вперед! Развития и процветания!
Е.Ф.: Исключительно слова благодарности.
А.Р.: Процветания и терпения по отношению к студентам.
- Помните ли вы свой «экватор»?
Н.Л.: Как раз во время «экватора» - зимних каникул на третьем курсе – делал загранпаспорт. Хотели с супругой повидать мир. Уже были куплены билеты. Но тогдашний проректор по учебной работе поставил в одном из документов неверную дату, и с паспортом меня «прокатили». Наша поездка за границу не состоялась. Зато состоялась другая – отправились в Бурятию знакомиться с родителями жены.
Е.Ф.: Его фактически не было. Свой «экватор» я «праздновал», работая на практике в оренбургском карьере.
А.Р.: «Экватор» не отмечали. Не собрались с группой.
- Работали ли вы во время учебы и, если да, то где?
Н.Л.: Не считая подработок, трудился во время преддипломной практики на ГМК «Западный», на севере родной Бурятии. Этот комплекс занимается, в частности, обогащением золота. Благодаря этой практике нашел работу – меня пригласили туда работать по окончании университета.
Е.Ф.: Поработал на стройке – участвовал в возведении Сколкова, был мастером участка. Кстати, как оказалось, учебу и работу совмещать вполне возможно: пары не пропускал, работал в выходные, иногда ездил на объект в будни после обеда.
А.Р.: Два года отработала в деканате заочного обучения. Освоила все умения в рамках своих компетенций, изучила делопроизводство. Поняла, наконец, что дальше на этой работе развиваться не смогу, и уволилась.
- Что для вас значит МГГУ?
Н.Л.: Прежде пробовал себя в медицине и в химии – не задалось. Увлекся горным делом и понял – это мне по душе. В Горном еще больше в этом убедился. Так что Московский Горный стал для меня своего рода доказательством того, что каждый человек может найти в жизни свою сферу деятельности.
Е.Ф.: Второй дом. Вуз, который дал путевку в жизнь.
А.Р.: Второй дом. Любовь. А за любовь обычно борются – вот и мы с друзьями долгое время пытались отстаивать независимость Горного.
- Помните ли вы свой первый экзамен?
Н.Л.: Первый экзамен получил у доцента В.Бокарева «автоматом» - по истории. А вот второй экзамен был намного сложнее – математический анализ. В голове был «ветер» - не от незнания, а от волнения. Натерпелся я тогда здорово, но, так или иначе, экзамен завершился для меня успешно. А многие одногруппники отправились на пересдачу. С тех пор стал относиться к этому предмету серьезнее – а был он у нас до третьего курса.
Е.Ф.: «Автомат» по «Истории России». Отлично посещал занятия, отвечал на вопросы, успешно прошел коллоквиумы – и получил.
А.Р.: Первый не вспомню, но в памяти запечатлелся экзамен по геодезии – очень тяжелый. Каждого студента спрашивали часа по два. Я очень волновалась, у меня дрожали руки. Знала ответы на вопросы, но из-за волнения не смогла хорошо ответить. Преподаватель, кстати, П.Бруевич, вначале хотел поставить мне тройку, однако, зная, что я неплохо владею материалом (увидел это в течение семестра), поставил четыре. Позже я пересдала этот экзамен на пять.
- Наиболее запомнившийся экзамен?
Н.Л.: Их несколько, и запомнились все тем, что меня уличали в списывании, неудобно было. Частенько этим грешил, шпаргалки делал. С другой стороны, само их изготовление помогало усваивать знания.
Е.Ф.: Не запоминал. Всегда шел вперед, не обращая внимания на уходящие частности.
А.Р.: См. предыдущий ответ.
- Фраза преподавателя, которая отложилась в голове?
Н.Л.: Пожалуй, их две: нашего преподавателя геологии Льва Николаевича Ларичева – «вагон и маленькая тележка» (применительно к большому количеству чего-либо) и научного руководителя Татьяны Ивановны Юшиной – «обещать – не значит жениться» (в значении – не слушай чужих обещаний, всегда рассчитывай на себя).
Е.Ф.: Запомнился профессор Вадим Павлович Макшеев – с его угрозами отчислить студентов за любую провинность. Конечно, часто он говорил это в шутку, но это мотивировало не расслабляться.
А.Р.: П.Бруевич любил говорить не «с минусом», а «со сминусом», не «калькулятор», а «куркулятор». И мы, его студенты, тоже теперь так говорим.
Беседовал Сергей Смирнов («Горняцкая смена»)
Автор идеи Дарья Стрекалина, аспирант кафедры ЗМиТП