С 1 по 5 августа в Великобритании прошла международная онлайн научно-техническая конференция XXXII IUPAP Conference on Computational Physics, в которой приняли участие сотрудники и студенты МИЭМа. Организатором конференции является Университет Ковентри, при поддержке международного сообщества чистой и прикладной физики (IUPAP).
На ежегодной конференции по вычислительной физике (CCP) обсуждается широкий круг задач в различных областях вычислительной физики: статистической механики, гидродинамики, квантовой физики многих частиц и многие другие: полный список тематик представлен на сайте конференции.
В этом году департамент Прикладной математики МИЭМа представили участники проектной группы “Статистическая механика сложных систем”. Группа выступила с тремя работами в секции “Статистическая механика”.
Профессор Л. Н. Щур делает доклад
Евгений Буровский (доцент МИЭМ), Мария Гуськова (аспирант МИЭМ), Вольфхард Янке (профессор университет в Лейпциге) и Лев Щур (профессор МИЭМ) представили на конференции интересный научный результат, который опубликовали в журнале Physical Review E.
Щур Лев Николаевич, главный научный сотрудник МИЭМ НИУ ВШЭ
«До нашего исследования было широко распространено мнение, что увеличение частоты принятия нового состояния при моделировании методом Монте Карло (acceptance rate in Markov Chain Monte Carlo) должно повышать эффективность моделирования. Тем неожиданнее результат коллектива, что эта величина пропорциональна внутренней энергии в моделях статистической механики и не может быть изменена произвольно. Значение этого результата для практического применения еще предстоит осмыслить».
Дмитрий Антонова, студент 4-ого курса "Прикладная математика":
Мы исследовали, как добавление среднего поля в пространственно-распределенную эволюционную игру меняет поведение агентов. Участие в конференции дало нам возможность познакомиться с работами исследователей из других стран и улучшить своё выступление на английском.
Доцент Е.А. Буровский представил работу Ising model on an (interacting) SAW, выполненную в соавторстве с Камиллой Файзуллиной, студенткой сквозного трека магистратура-аспирантура МИЭМ (программа Суперкомпьютерное моделирование в науке и инженерии) и Ильей Пчелинцевым, студентом 3-его курса прикладной математики. Работа выполнена в рамках проекта “Решеточные модели белка”.
Суть работы – исследование модели Изинга на полимерной цепочке в области критического перехода. Модель содержит в себе магнитные свойства нормальной модели Изинга, где энергия системы зависит не просто от того, сколько узлов цепочки являются соседями друг с другом, но и от значений спинов в узле и его соседях (1/-1). Модель совмещает и геометрические свойства модели взаимодействующих самообходящих блужданий: модели цепочки фиксированной длины без пересечений.
Такое объединение моделей делит цепочку на три разные области: область, где узлы имеют по два соседа, соответствует по свойствам одномерной модели Изинга; область с тремя соседями соответствует граничной зоне двумерной модели; область с четырьмя соседями соответствует внутренней зоне двумерной модели.
Илья Пчелинцева, участник проекта “Моделирование пространственно-распределенных эволюционных игр”, студент 3-его курса "Прикладная математика":
Совместная работа в Евгением Андреевичем помогла мне улучшить навыки алгоритмизации и программирования, в том числе навык работы с научным вычислительным кластером, а также дала опыт в пусть и косвенной но участии в столь серьезных научных мероприятиях.
Конференции проводятся ежегодно, начиная с 1989 года под эгидой Международного союза теоретической и прикладной физики. Серия CCP чередуется между Европой, Америкой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Конференции традиционно проходят при поддержке Европейского физического общества и Американского физического общества. В 2021 году конференция организована университетом Ковентри, Великобритания в дистанционном режиме.
Цель конференции – привлечение ученых-вычислителей со всего мира и стимулирование междисциплинарных дискуссий и сотрудничества путем объединения исследователей, заинтересованных в различных областях вычислительных наук.
Самая сложная часть онлайн-конференции: как обеспечить неформальные обсуждения “около кофе-машинки”? На конференции использовался сервис gather.town, визуально напоминающий RPG-игры. Участники могли управлять своим аватаром и взаимодействовать с предметами и объектами. Например, постеры или аватары других участников. Пользователи также общаться с участниками, чьи аватары находятся поблизости.