Опираясь на судебную практику, эксперты установили – случаев, когда в результате драки на скамье подсудимых оказывается именно потерпевший, а не ее зачинщик, - массы: только за первое полугодие 21 года осуждены были 320 человек, и оправдательных приговоров из них только 2. Как быть в такой ситуации и можно ли смягчить наказание – разбирались в эфире программы «Утро России» вместе с доцентом кафедры уголовного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидатом юридических наук Анастасией Рагулиной.
Второй кассационный суд общей юрисдикции в подобных ситуациях отмечает: «если зачинщиком ссоры или драки явился потерпевший, а равно в случае, когда поводом к конфликту послужило его противоправное поведение, лицо не подлежит ответственности за совершение в отношении такого потерпевшего преступления из хулиганских побуждений». Однако Анастасия Рагулина убеждена – такая позиция «вряд ли напрямую повлияет на ситуацию» с этой категорией уголовных дел. Она отметила, что зачастую люди боятся защищать не только других, но и самих себя, несмотря на прописанные в статье 37 Уголовного кодекса Российской Федерации нормы самообороны. Связано это и с тем, что потерпевшим не всегда хватает необходимого спектра познаний для собственной защиты или средств для найма квалифицированного адвоката, который бы обратил внимание суда на все детали происшествия, в частности – на причину драки.
«Некоторые деяния нужно увести в сферу административно-правового регулирования, поскольку умышленное причинение легкого вреда здоровью – это преступление, а если речь идет о причинении по неосторожности, то это квалифицируется как административное правонарушение. В ситуациях, когда зачинщиком драки был не тот, кого впоследствии признали виновным, а другой человек, то следовало бы сделать так, чтобы назначалось административное наказание, например, штраф», - поделилась эксперт МГЮА.
По словам Анастасии Рагулиной, это может стать возможным в случае внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.