Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко рассказал о значении работ и сохранении памяти нобелевского лауреата, профессора и выпускника НИЯУ МИФИ Николая Басова в год его 100-летнего юбилея. Эти темы прозвучали 20 января на круглом столе Российского исторического общества, посвященного истории российского лидерства в области физики.
В своем выступлении Владимир Шевченко отметил, что Николай Басов – знаковая фигура для НИЯУ МИФИ, поскольку среди шести лауреатов Нобелевской премии, преподававших в вузе, он единственный был еще и выпускником университета.
В детстве большое влияние на интерес к точным наукам и становление Николая Басова как ученого оказала его тетя, школьный учитель физики. Роль школьного учителя нельзя недооценивать, подчеркнул Владимир Шевченко, и как бы вуз ни гордился своими выпускниками, «нобелевские премии начинают создаваться в школе или даже раньше». Поэтому, по убеждению ректора, поддержка школьных учителей должна стать одним из приоритетов при подготовке ученых.
По словам Владимира Шевченко, Николай Басов стал живым примером воплощения триады «фундаментальные исследования, прикладные исследования и образование». И сегодня нельзя обойти стороной то «огромное влияние, которое его работы и работы его коллег оказали на современный мир, на процессы записи, сохранения и передачи информации». Идеи Николая Басова продолжают развиваться и получать экспериментальное подтверждение.
Ректор НИЯУ МИФИ напомнил, что не только фундаментальные открытия приводят к созданию новых технологий, но и наоборот, приборы, основанные на новых технологиях, позволяют сделать новые фундаментальные открытия. В качестве примера он рассказал, что «открытие гравитационных волн, предсказанных еще Эйнштейном, было бы невозможно без создания лазерных интерферометров», а те, в свою очередь, были обязаны своим появлением идеям Николая Басова и его коллег.
Владимир Шевченко выразил надежду, что дальнейшее развитие лазерных и связанных с ними технологий позволит ученым в будущем «увидеть еще несколько подобных трансформаций фундаментального знания в прикладное».
Он предложил организовать открытый конкурс и общественный сбор средств для проекта увековечивания памяти Николая Басова, в котором «смогли бы принять участие ученики выдающегося ученого и все, кому дорога его память».