Экология природы и экология души стали темами третьего дня Итальянской недели

31 мая 2017 года в рамках российско-итальянского юбилейного форума состоялись дискуссия за круглым столом и лекции, посвященные острым вопросам экологии и педагогики.

В Главном здании ПСТГУ профессор UCSC Пьерлуиджи Малавази прочитал лекцию «Педагогика и милосердие. Экология окружающей среды, экономики и общества», в которой сформулировал свои взгляды на вопросы философии образования. 

По мнению профессора Малавази, образование должно быть нацелено на выработку у студентов ответственности за окружающую среду. Человечеству угрожает деградация, а природе - разрушение. Вызовы современности ставят перед педагогикой задачу воспитывать в людях любовь к природе и стремление к общему благу. Природа принадлежит не только нам, но и нашим детям. А сегодня она «кричит от загрязнения». 

Мы должны проявить милосердие к природе: «сохранять и возделывать землю», как заповедал Творец в Книге Бытия. «Все сущее вверено человеку Богом как дар», - напомнил профессор Малавази. К сожалению, мировая политика и экономика основаны не на этом библейском положении. Доминирующая мировая экономическая парадигма не учитывает теологический интерес - она направлена на максимизацию прибыли. 

Целью возглавляемой профессором Малавази школы экологии в Миланском университете является создание системы воспитания, направленной на «сохранение всего сущего» и включающей три элемента: научное знание, политическое управление и собственно воспитание. 

«Нам необходимы милосердие и братство, чтобы заботиться о нашем общем доме – планете Земля, чтобы сохранить настоящее и будущее человечества», - завершил свою лекцию перед студентами педагогического факультета ПСТГУ профессор Малавази. 

Развивая педагогическую тематику, директор отдела славистики Амвросианской библиотеки Франческо Браски выступил с лекцией «Рождение Амвросианской библиотеки и воспитательная концепция Федерико Борромео». Амвросианская библиотека - старейшее книгохранилище Италии и одна из первых публичных библиотек в мире. Она является партнером ПСТГУ в совместном проекте первого полного перевода на русский язык сочинений святителя Амвросия Медиоланского. 

Библиотеку для жителей города открыл в 1609 году итальянский кардинал, архиепископ Милана Федерико Борромео. Своим решением взять для библиотеки имя святителя Амвросия он хотел продолжить его духовную традицию - отход от невежества, стремление к духовному совершенству. 

Федерико Борромео говорил: «О, великий Амвросий, я хочу, чтобы воссияло твое имя, но не в мраморе и бронзе, а в умах и сердцах людей, ибо это истинная хвала тебе». Это пожелание исполнилось, и сегодня, через 400 лет, это место является центром, где люди обогащаются духовно и умственно. Надпись на библиотеке, грозившая отлучением от Церкви тем, кто унесет из нее книги, сделана на латыни и итальянском, следовательно, туда могли приходить и простые люди. 

Сохранился исторический анекдот о том, как директор библиотеки Гальбиати услышал, что к нему приехал король Италии, в то время как он давал урок мальчику-простолюдину. Директор сказал королю: «Ваше Величество, прошу Вас подождать, пока я даю урок этому маленькому мальчику, которому Вы приходитесь королем, а потом я буду в вашем распоряжении». Этот случай показывает, какое внимание уделялось образованию простого народа. 

Круглый стол «Экологическое воспитание: открытые вызовы» с участием Пьерлуиджи Малавази (UCSC), Алессандры Виски (UCSC), протоиерея Олега Мумрикова (ПСТГУ) и Павла Скворцова (ПСТГУ) был посвящен роли Церкви в сохранении окружающей среды. 

Духовник педагогического факультета ПСТГУ протоиерей Олег Мумриков рассказал в докладе «Экологические инициативы РПЦ на примере Московской епархии» об отношении Церкви к экологическим вопросам. По словам докладчика, экологическая культура общества состоит из различных аспектов: экономического, политического, мировоззренческого и богословского. Многие деятели Церкви задавались данными вопросами. 

Так, протоиерей Глеб Каледа, стоявший у истоков ПСТГУ, в 1980-е годы опубликовал ряд материалов на данную тему в ЖМП. В 2013 году на заседании Синода было приято решение первое воскресенье сентября считать днем «особой молитвы о Божьем творении». Церковь участвует в ряде экологических акций, например, «Дне Земли» или раздельном сборе мусора. 

Профессор Пьерлуиджи Малавази предложил свои размышления о способности природной среды к регенерации. 

Профессор Алессандра Виски рассказала о принципах общей педагогики, педагогики труда и педагогики окружающей среды в исследовании взаимодействия человека и окружающей среды. 

Доцент кафедры педагогики и методики начального образования ПФ ПСТГУ Павел Михайлович Скворцов в своем докладе выразил озабоченность увеличивающимся отрывом жителя современного мегаполиса от природы. 

Завершился третий день Итальянской недели публичной лекцией профессора Высшей экологической школы Миланского университета Алессандры Виски «Предпринимательство, образование и экологическое воспитание: работа и навыки». Лектор рассказала о связях экономической деятельности, экологии и социальной педагогики в современном европейском обществе. 

По словам докладчика, устойчивость (sustainability) является ключевым понятием в ситуации быстрого экономического развития. Исследователи Высшей экологической школы предлагают понятие циркулярной экономики, связывающей в единый цикл производство и потребление продукции на каждом этапе цикла: добыча ресурсов в природе, производство продукции, реализация ее через торговую сеть, потребление жителями и улучшение образа жизни. На каждом из этих этапов необходимо учить экономических агентов снижению потребления ресурсов и выброса отходов. Обучение занимает время, но использование принципов циркулярной экономики дает конкурентные преимущества Европе. 

"Кого мы можем учить этим принципам?" - задается вопросом профессор Виски. - Конечно, молодежь, потому что это будущие взрослые, люди, которые придут завтра к руководящим должностям. Этим и занимается социальная педагогика". 

Франциск Ассизский говорил, что «труд - это та деятельность, где человек может быть свободным». Это теологическое основание, по мнению лектора, служит опорой для обучения граждан ответственности в рамках социальной педагогики. 


Поделиться: