Эксперт Центра Россия – ОЭСР РАНХиГС проанализировала проблемы потребителей финансовых услуг в период пандемии

Эксперт Центра Россия – ОЭСР РАНХиГС проанализировала проблемы потребителей финансовых услуг в период пандемииЭксперт Центра Россия–ОЭСР Мария Гирич выступила на IV Международной конференции «Особенности защиты прав потребителей финансовых услуг в условиях эпидемиологических ограничений». Эксперт представила опыт зарубежных стран по преодолению проблем потребителей финансовых услуг в период пандемии.

По словам Гирич, одной из проблем стал вопрос кредитных каникул. Например, в Бельгии в период пандемии предоставлялась рассрочка и перенос срока платежа по кредитным обязательствам. При этом, рассрочку можно было получить если лицо теряет доход (доход падает или вовсе исчезает из-за безработицы, заболевания, вызванного COVID-19, закрытия бизнеса). «Если несколько человек официально проживают по одному и тому же адресу, достаточно, чтобы один из них потерял доход в результате COVID-19, даже если кредит выдан не на его имя, а на имя одного из других лиц. Российский опыт складывается иначе: необходимо получить справку о доходах, которая не всегда доступна для самозанятых или работников платформ. А если человек заболел COVID-19, то листок нетрудоспособности может быть только более 1 месяца, что значительно ограничивало российских потребителей в возможности получить кредитные каникулы», – обрисовала ситуацию Мария Гирич.

Также она отметила, что в ряде стран государственные органы ограничили возможность банков и других кредиторов проводить действия по взысканию долгов в отношении финансовых потребителей, сталкивающихся с финансовыми трудностями. Например, в Нью-Йорке запретили принудительное выселение, даже если оно связано с финансовой задолженностью. В России аналогично был введен запрет на выселение по долгам, возникшим в связи с ипотекой.

Кроме того, эксперт Центра Россия–ОЭСР выделила цифровые риски, которые возникли из-за того, что многие банковские услуги стал предоставляться дистанционно. «Использование цифровых и бесконтактных платежей, цифрового ID снижают риск распространения вируса. Поэтому в период пандемии ФАТФ выпустила Руководство по цифровому ID 2020 г. Организация призывает страны и поставщиков финансовых услуг изучить вопрос о надлежащем использовании упрощенных процедур due-diligence в ответ на пандемию», – рассказала эксперт.

По итогам выступления, Мария Гирич предоставила дальнейшие рекомендации для России. «Для дальнейшей защиты прав потребителей важно принять меры по повышению финансовой грамотности населения: разъяснять риски краткосрочных кредитов, рассказывать о том, как защитить свои пароли, разрабатывать «красные флажки» для распознания мошеннических схем. Кроме того, важно развивать регулирование ПОД/ФТ (Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма) в части возможности проведения идентификации клиентов в режиме видеосвязи для получения финансовых услуг. Важным также является совместная работа Росфинмониторинга и Роспотребнадзора для быстрого реагирования на жалобы потребителей о случаях финансового мошенничества», – считает эксперт.

В рамках госзадания РАНХиГС в 2020 году Центр Россия-ОЭСР исследует вопросы защиты потребителей финансовых услуг, в частности, по вопросам развития краудфангдинга как альтернативы традиционных банковских услуг.
Поделиться
Поделиться: