Эксперты НИЯУ МИФИ — в подкасте о современной науке
Учёные НИЯУ МИФИ приняли участие в записи пяти эпизодов подкаста о современной науке «Мы все умрём. Но это не точно».
Россия – родина коллайдеров элементарных частиц. Идею гигантской машины для сталкивания частиц выдвинули новосибирские учёные, а из пяти первых в мире коллайдеров два – советские. И сегодня учёные из России участвуют во всех крупных подобных международных проектах, а в подмосковной Дубне новый коллайдер протонов должен запуститься уже в 2022 году.
Разобраться в вопросе помогли академик РАН, профессор кафедры экспериментальной ядерной физики и космофизики НИЯУ МИФИ Михаил Данилов и доцент кафедры физики элементарных частиц НИЯУ МИФИ Сергей Смирнов.
Предсказать сильнейший солнечный шторм. Выявить секретные комнаты в пирамиде Хеопса. Предупредить ураган или другую погодную аномалию. Это (и не только) позволяют детекторы космических частиц сверхвысоких энергий. Первый и самый комплексный из них – уникальная научная установка НЕВОД – по сути, залитая доверху водой пятиэтажка. Как это работает?
Разобраться в вопросе помог популяризатор науки, сотрудник Уникальной научной установки НЕВОД Егор Задеба.
По шкале от карманной указки до светового меча из "Звёздных войн" самые современные лазеры находятся ближе ко второй половине спектра. Сверхмощные импульсные лазерные установки способны решить проблему контролируемого термоядерного синтеза, создать звёздную плазму в лаборатории, провести точечную эффективную онкотерапию… И это далеко не всё!
Разобраться в теме помог ведущий научный сотрудник Института общей физики РАН, профессор Института лазерных и плазменных технологий НИЯУ МИФИ Сергей Попруженко.
Тераностика – направление медицины, объединяющее терапию и диагностику. В ней используют, например, фотосенсибилизаторы: при облучении они становятся легко заметны в теле больного и проявляют новые полезные свойства. А высокочастотное излучение помогает сканировать пациента, убивать патогены и раковые клетки. Как высокие технологии спасают жизни?
Разобраться в вопросе помог заведующий Лабораторией общей физики РАН, заведующий кафедрой в Инженерно-физическом институте биомедицины НИЯУ МИФИ Виктор Лощёнов.
Где, кроме АЭС, можно встретить ядерный реактор? Оказывается, где угодно: внутри атомного ледокола, на плавучей электростанции, в груди пациента с кардиостимулятором, на производстве полиэтилена и резины, на складе зерна, внутри космического спутника… Где ещё применяются (и потенциально могут использоваться) радиация и распад ядра?
Разобраться в вопросе помог заместитель директора Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ, профессор кафедры теоретической и экспериментальной физики ядерных реакторов, доктор наук Георгий Тихомиров.
Учебное заведение
Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"
г. Москва
Есть представитель

