Энергетическая дипломатия в МГИМО в свете новых договоренностей ОПЕК+

Интервью директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО, президента Международной академии ТЭК профессора В.И.Салыгина.

— Валерий Иванович, каковы, по вашему мнению, важнейшие особенности современного этапа развития мировой энергетики и роль энергетической дипломатии?

Президент России В.В.Путин в своих выступлениях сейчас уделяет большое внимание положению в мировой энергетике. В частности, в ходе совещания по ситуации на глобальных энергетических рынках он отметил, что «наша страна всегда выступала и выступает за обеспечение долгосрочной стабильности нефтяного рынка, за учет позиций как производителей, так и потребителей». Президент подчеркнул, что «ситуация на энергетическом рынке в мире остается достаточно сложной. Эпидемия коронавируса затронула практически всю мировую экономику, что ведет к резкому падению и „сжатию“ спроса прежде всего со стороны основных потребителей энергоресурсов». Действительно, мировая экономика и энергетика сегодня оказались перед серьезными вызовами, такими, как кризис перепроизводства в нефтяной отрасли и глобальная пандемия.

В таких сложных и динамичных условиях жизненно важным становится умение договариваться, а также на основе комплексного и грамотного анализа оперативно принимать верные решения. Таким образом, очевидно, что энергетическая дипломатия становится одним из ключевых факторов стабильности развития мировой экономики. В эти дни мы видим, как важность энергетической дипломатии была ярко продемонстрирована на примере состоявшихся 9 апреля переговоров в формате ОПЕК+.

— Как вы оцениваете результаты прошедших переговоров?

Основной задачей переговоров являлось устранение противоречий и достижение глобальной цели — стабилизации цен на нефть. Мы знаем, что необходимость новых совместных решений по добыче нефти возникла после того, как 6 марта не были продлены предыдущие договоренности. В итоге с начала апреля были сняты ограничения на добычу в странах-участницах ОПЕК+. Крайне сложная ситуация на мировом нефтяном рынке усугубилась за счет серьезного падения спроса вследствие пандемии коронавируса.

Интересно замечание президента США Д.Трампа, в своем пресс-релизе он сообщил, что в свое время «ненавидел» ОПЕК, тем не менее, сегодня он внимательно следит за событиями, так как значительное снижение цен на нефть может привести к глобальному закрытию большого количества предприятий, что негативно скажется на экономике целых штатов, например, Техаса.

До проведения переговоров в рамках ОПЕК+ стало предельно ясно, что текущий кризис в нефтяной отрасли может привести к серьезным экономическим последствиям при критически низкой цене на нефть, а также при текущем уровне спроса. Как отметил генеральный секретарь ОПЕК М.Баркиндо, «мировые нефтехранилища быстро заполняются, при этом мощностей для хранения нефти недостаточно, не более 1 млрд барр. Разрыв между спросом и предложением просто ужасает». Очевидно, что такая ситуация могла привести к еще более низким ценам на нефть.

Министр энергетики России А.В.Новак подчеркивал, что в этих условиях крайне важно вести совместную и разумную работу, а также обращал внимание на то, что баланс на рынке выгоден как потребителям, так и производителям, и необходимы совместные усилия по стабилизации ситуации на рынке нефти. Его американский коллега Д.Бруйетт отмечал, что Вашингтон надеется, что участникам ОПЕК+ удастся договориться сократить ежесуточный объем нефтедобычи на десять миллионов баррелей. Разрешение сложившегося кризиса стало возможным за счет оперативного использования инструментов энергетической дипломатии.

Состоявшаяся 9 апреля встреча в рамках ОПЕК+ дала положительный результат. В ходе переговоров удалось устранить ключевые противоречия и прийти к коллективному выводу о необходимости снижения общемирового уровня добычи. Переговоры, длившиеся более десяти часов, являются базисом для подписания окончательного соглашения по итогам совещания в рамках саммита G20, который пройдет сегодня, 10 апреля. Совместная работа G20 и ОПЕК позволит связать все крупнейшие нефтедобывающие страны единым обязательством по сокращению уровня добычи, а также разработать и внедрить совместные меры по ослаблению влияния пандемии коронавируса на энергетику.

— Каковы задачи энергетической дипломатии после совещания ОПЕК+?

Перед крупнейшими нефтедобывающими странами мира стоит задача по созданию с учетом новых договоренностей эффективных механизмов стабилизации нефтяного рынка, что позволит обеспечить устойчивое развитие мировой экономики. В свою очередь, новые задачи поставлены и перед МИЭП МГИМО, который готовит кадры для энергетической дипломатии. Ведь без специалистов в этой сфере, как мы видим, не удается решить ни один важный вопрос в развитии мировых энергетических рынков.

Поэтому сегодня мы максимально усиливаем подготовку в сфере энергетической дипломатии и геополитики, все более активно привлекаем к учебному процессу ведущих экспертов-практиков, обладающих большим опытом работы в Министерстве иностранных дел, Минэнерго России и других ключевых государственных органах, в крупнейших энергетических и нефтегазовых корпорациях.

Международный институт энергетической политики и дипломатии

Поделиться: