II съезд Общества русской словесности

6 ноября 2019 года в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова собрались делегаты II Съезда Общества русской словесности. В мероприятии приняли участие участники Всероссийского съезда учителей и преподавателей русского языка, который проходил в Московском университете в эти дни, члены Общества из разных уголков страны, почетные гости из России и многих стран мира.

Участники Съезда заслушали приветствие Президента Российской Федерации В.В. Путина, оглашенное советником Президента России, председателем Совета при Президенте по русскому языку В.И. Толстым. В нем, в частности, глава государства отметил, что «организация, ставшая преемником Общества любителей российской словесности при Московском университете, созданного в 1811 году, выполняет благородную, востребованную миссию — деятельно заботится о продвижении ценностей русского языка и литературы, укреплении позиций русского языка как языка межнационального общения, внедрении новых, современных методик преподавания гуманитарных дисциплин, формировании читательской культуры у подрастающего поколения».

С пленарными докладами на Съезде выступили председатель Общества русской словесности Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и заместитель председателя Общества, ректор Московского университета, президент Российского Союза ректоров академик Виктор Антонович Садовничий.

Обращаясь к собравшимся в актовом зале Фундаментальной библиотеки МГУ учителям и преподавателям русского языка, молодым ученым и студентам, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сердечно приветствовал всех, подчеркнув, что рад возможности вновь посетить Московский университет и встретиться в его стенах с преподавателями русского языка и литературы.

В своем выступлении председатель Общества русской словесности подвел итоги той работы, которая была проведена с момента его создания в 2016 году, отметив, что организация уже смогла внести важный вклад в разработку новых федеральных государственных образовательных стандартов преподавания русского языка и литературы в начальной и средней школе, в подготовку обновленной учебной литературы по отечественной словесности.

Предстоятель призвал аудиторию вместе подумать над решением весьма серьезного вопроса, который беспокоит сегодня многих — и школьных учителей, и университетских преподавателей, и родителей, да и самих школьников. Как показывает опыт общения первосвятителя с молодежью, знания учащихся старшей школы об отечественной культуре «крайне обрывочны и избирательны». Фрагментарные знания очень быстро уходят из памяти, систематические же, напротив, долго служат во благо человеку. Глава Русской православной церкви предложил «подумать о возможности иметь некий обобщающий культурологический курс для основной школы», который стал бы «стержнем» для закрепления традиционных нравственных ценностей, воспитания любви к Родине, знаний об уникальном духовном богатстве, которым обладает наша многонациональная страна.

Предложение было поддержано в выступлении заместителя председателя Общества, ректора Московского университета В.А. Садовничего. В своем докладе академик Садовничий подробно остановился на истории развития словесности в первом университете России, в традициях которого отражена его главная миссия — быть очагом просвещения и центром отечественной науки. В.А. Садовничий рассказал о вкладе в развитие русской словесности, сделанным университетом, начиная с М.В. Ломоносова, для которого одним из «врат учености» была «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. Руководствуясь одним из ее главных тезисов — «Умом разумей слово», в 1755 году Ломоносов создает свою «Российскую грамматику».

Говоря о значении словесности в современном мире, ректор отметил стирание границ между «физиками» и «лириками», разрушение барьеров между этими науками. В.А. Садовничий привел интересный пример, как выдающийся психолог, выпускник Московского университета Л.С. Выготский в своем труде «Психология искусства» раскрыл скрытый смысл романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Не менее интересны исследования шедевров русской литературы с применением знаний о принципе «золотого сечения».

Новых подходов, заметил В.А. Садовничий, требует и проблема потери молодежью интереса к чтению. Необходимо подумать, как компенсировать отсутствие привычки к чтению у большинства молодых людей. Книга постепенно «выпадает» из повседневного обихода, однако чтение необходимо для эмоционального, духовного развития человека. Именно книга формирует картину мира, и не случайно, напомнил В.А. Садовничий, академик Д.С. Лихачев говорил о том, что слово — в начале культуры. Россия — уникальная страна, обладающая колоссальным многообразием языков, культур, религиозных верований, они обогащают культуру России и мира. Русский язык с этой точки зрения есть не только государственный язык, не только средство общения, но и локомотив развития.

Завершая свой доклад, В.А. Садовничий от имени Московского университета выразил поддержку инициативе создать культуроцентрический учебный курс и предложил сформировать рабочую группу Общества для подготовки предложений по ее реализации. Это, по мнению В.А. Садовничего, должен быть курс междисциплинарный, исследовательский и творческий, нацеленный на самостоятельный поиск школьниками исторических истоков, обретение «самостояния», как об этом вдохновенно писал А.С. Пушкин.

На пленарном заседании Съезда Общества также выступили министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева, министр науки и высшего образования Российской Федерации М.М. Котюков, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А.Ю. Кузнецова, руководитель Федеральной службы надзора в сфере образования и науки С.С. Кравцов, президент Российского книжного союза С.В. Степашин, заместитель министра культуры Российской Федерации О.С. Ярилова.

В прениях по докладам приняли участие декан философского факультета МГУ, член-корреспондент РАН В.В. Миронов, секретарь парткома Института языка и литературы Пекинского государственного университета профессор Лю (КНР), представители учительской общественности, а также аспирант кафедры классической филологии филологического факультета МГУ Петр Пашков.

В рамках пленарного заседания Съезда состоялась торжественная церемония вручения Премии Общества русской словесности «Лучший учитель русской словесности». Награды были вручены в номинациях: «За многолетний труд», «Молодому учителю», «За организацию внеклассной работы», «За использование новых технологий в образовательном процессе», «За сохранение русского языка и культуры (учителю национальной школы)», «Учителю сельской школы». Решение об учреждении премии было принято на заседании президиума Общества 21 мая 2019 года в Храме Христа Спасителя .

Лауреаты премии выразили свою огромную признательность за высокую оценку их труда. И, как подчеркнула в ответном слове учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 6» г. Мурома Л.Е. Ларюшкина, эта награда — не только радость, но великая ответственность. Ведь хороший учитель — это прежде всего хороший ученик.

Съезд вновь единогласно избрал председателем Общества русской словесности Святейшего Патриарха Московский и Всея Руси Кирилла и заместителем председателя — ректора Московского университета, президента Российского Союза ректоров академика В.А. Садовничего. Делегаты Съезда также утвердили заявления о приеме в состав Общества русской словесности 288 новых членов.
Поделиться: