Кафедра социальной работы выступила организатором круглых столов в рамках Всероссийской научно-практической конференции в Петербурге

Участники реализуемого при поддержке Фонда развития ПСТГУ исследовательского проекта «Проблемы и перспективы институционализации церковной социальной деятельности в современной России» - старший преподаватель кафедры социальной работы диакон Олег Вышинский и студент 4 курса по направлению «Социальная работа» Василий Ремезов - провели два круглых стола в рамках Всероссийской научно-практической конференции «СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК — ОСНОВАТЕЛЬ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ», прошедшей в Санкт-Петербурге с 4 по 6 февраля по инициативе РХГА, Епархиального Отдела по церковной благотворительности, а так же Обществ православных врачей и педагогов.

Круглые столы  были проведены по ряду актуальных проблем в сфере церковного социального служения.
Основной тематикой круглого стола «Социальное служение на приходе – практика добрых дел» стала проблема оценки влияния социального служения на духовное возрастание его участников. Каким образом дела церковного социального служения влияют на духовное возрастание его совершителей и стоит ли вообще оценивать социальное служение с точки зрения его душеполезности – эти и многие другие вопросы стали предметом оживленной дискуссии, участие в которой приняли психологи и социальные педагоги, руководители и рядовые добровольцы православных социально-ориентированных НКО, представители духовенства, студенты и просто неравнодушные к проблемам социальной жизни Церкви люди. 

«Оценить успешность деятельности церковного социального служения невозможно, не учитывая её душеполезности для совершителей, а степень душеполезности нам оценить сложно по своей страстности и дабы не впасть в гордыню или нерадение» - отметил во вступительном слове о.Олег Вышинский, выступивший модератором дискуссионной площадки. Поиск решения этого противоречия ведущий предложил в качестве «лейтмотива» дискуссии. 

В ходе обсуждения участники с различных точек зрения обосновали важность и необходимость оценки душеполезности служения для его соврешителей. Согласно одному их прозвучавших мнений, такая рефлексия представляется эффективным средством борьбы с эмоциональным выгоранием. Кроме того, был предложен способ обеспечения адекватности самооценки: не впасть в гордыню и нерадение, по мнению участников, совершителю социального служения может помочь наличие определенного уровня богословских знаний. 

Важным результатом дискуссии стало практически единогласное решение о необходимости выработки критериев душеполезности социального служения. Так, уже в ходе секции был предложен целый ряд таких критериев, среди которых: положительные изменения в отношениях с близкими и коллегами, развитие чувства терпеливости, повышение внимания к своему внутреннему миру и «чувствительности к страданиям другого человека».

Были озвучены и другие точки зрения. В частности, было высказано мнение, что постановка вопроса о душеполезности служения не вполне корректна ввиду некоторой трансцендентности этого понятия: «Мы говорим о несказуемом». Кроме того, было отмечено, что социальное служение не столько способствует духовному развитию, сколько является «испытанием на прочность» веры совершителя.

В ходе работы секции было проведено письменное анкетирование участников по тематике дискуссии.
Вторая дискуссионная площадка, организованная представителями кафедры социальной работы - «Молодежь. Образование. Религия» - была посвящена исследованию основных мотиваций благотворительной деятельности. Предметом дискуссии, в которой приняли участие студенты, добровольцы, молодые преподаватели, священнослужители, стали вопросы о том, что двигает человека на совершение благодеяния и какой из движущих механизмов благотворительности является наиболее сильным и стабильно-мотивирующим. Участникам было предложено классифицировать мотивации по различным признакам. В ходе дискуссии предлагаемые участниками мотивации благодеяний разделялись по трем критериям: религиозные и естественные мотивации, мотивации «по любви к Богу» и по «любви к ближнему», мотивации по любви к человеческой природе и по любви к человеческой личности. Таким образом был выявлен и классифицирован широкий спектр побудительных мотивов благотворительной деятельности.

Полученные в ходе проведения круглых столов материалы представляют значительный интерес в контексте исследования процесса институционализации церковной социальной деятельности. В дальнейшем на основании этих материалов планируются публикация научных статей и монография.
Поделиться: