Как попасть в профессиональный киберспорт и зачем? Рассказывает эксперт ИОМ РАНХиГС Эвелина Алиева
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС запускает новое направление обучения – подготовку профессиональных киберспортсменов и менеджеров для киберспорта. В чем заключаются преимущества образовательных программ ИОМ РАНХиГС? Как будет проходить итоговая аттестация? Зачем киберспортсмену вообще учиться на курсах? На эти и другие вопросы отвечает руководитель программ, директор центра «Управление в образовании» ИОМ РАНХиГС Эвелина Алиева.
– Как возникла идея запуска программ по киберспорту?
– Идея запуска образовательных программ по киберспортивным направлениям у нас появилась довольно давно, в 2016 году, когда киберспорт в России стал официально признанным видом спорта. Это событие послужило толчком к расширению линейки видов спорта в дополнительном образовании. Стало понятно, что в киберспорте, практически также же, как и обычном спорте, помимо профессиональных игроков нужны менеджеры, аналитики, тренеры, психологи, комментаторы, стримеры.
Сегодня индустрия киберспорта активно расширяется, появляются новые профессии, молодежь готова целенаправленно строить карьеру в этой сфере. Отсюда – необходимость качественной подготовки кадров для новых направлений профессиональной деятельности.
– Чем программы ИОМ РАНХиГС будут отличаться от других киберспортивных курсов?
– Мы планируем создать кейс образовательных программ по всем направлениям подготовки, включая программу для родителей. Хотим создать поле деятельности для совместного досуга взрослых и детей, тем самым снимая стереотипы о вреде компьютерных игр. Для реализации учебного процесса мы планируем привлекать профессионалов своего дела: игроков, тренеров, аналитиков, комментаторов и т.д., и мы считаем, что это наше конкурентное преимущество.
– Кстати, киберспорт и здоровый образ жизни действительно совместимы?
– В массовом сознании бытует мнение, что геймеры – это люди, не отрывающиеся от компьютера и не приспособленные к коммуникации в реальном мире. На самом деле это не так. В киберспорте вопросы дисциплины, здорового образа жизни, тайминга игр и отдыха от них – ключевые. И в программах обучения этому также будет уделено внимание.
– Скажите, пожалуйста, несколько слов о партнерах программ. Кто они и чем известны?
– Мы готовим программы обучения совместно с Future Perfect, Ассоциацией развития киберспорта, Федерацией компьютерного спорта города Москвы, Winner Instinct. Это киберспортивные организации, специализирующиеся на организации и проведении мероприятий и турниров по различным киберспортивным дисциплинам, а также обучении и подготовке кадров для профессиональных киберспортивных команд и проектов.
Наши партнеры – это прежде всего профессионалы, с которыми мы на протяжении уже пяти лет проводим цикл мероприятий, соревнований и мастер-классов. А последние два года мы занимаемся совместными исследованиями оценивания метапредметных образовательных результатов и оценки влияния интеллектуальных видов спорта на развитие личности.
Кстати, по итогам прохождения наших программ мы планируем вместе с нашими партнерами рассматривать вопросы трудоустройства самых успешных слушателей.
– Сейчас открыт набор на три программы – «Киберспортсмен, начальный уровень», «Менеджер киберспортивной организации» и «Event-менеджер киберспортивных мероприятий». Кто ваши потенциальные слушатели?
– Слушателями программ по направлениям менеджмента могут быть как студенты, так и специалисты, имеющие высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению деятельности.
Программа «Event-менеджер киберспортивных мероприятий» предназначена для тех, кто хочет узнать, что лежит в основе успешных киберспортивных мероприятий, и понять, как связаны медиа и киберспорт. Она направлена на развитие навыков, необходимых для планирования, разработки и организации собственного киберспортивного командного мероприятия, для одиночных и командных игр.
В свою очередь, программа «Менеджер киберспортивной организации» будет интересна тем, кто хочет подробно изучить вопросы стратегического планирования для создания, развития и управления киберспортивной организацией. Менеджер в киберспорте занимается всеми организационными процессами, связанными с жизнедеятельностью игроков, начиная с питания и распорядком дня и обеспечением всем необходимым состава организации и медийного сопровождения их работы.
Что касается программы «Киберспортсмен, начальный уровень», то она предназначена для молодых людей – старшеклассников и студентов, которые начинают свой творческий путь в киберспорте и нуждаются в наставниках, чтобы утвердиться в правильном выборе дисциплины и своей роли, если это командная игра. Также наши слушатели смогут выбрать новое направление, попробовать новые роли и получить новый опыт.
– Предусмотрен ли какой-то финальный экзамен, который надо будет сдать слушателям программ?
– Итоговая аттестация по программе «Киберспортсмен, начальный уровень» будет проводиться в формате турнира. Мы распределим слушателей по командам и проведем итоговую командную игру. По остальным программам на финальном занятии предусмотрена защита проекта, который слушатели будут готовить на протяжении всего обучения.
– Обучение по программе «Киберспортсмен, начальный уровень» будет продолжаться девять месяцев – хороший срок, чтобы родиться заново как профессиональный геймер. А в принципе, за какое время можно «прокачаться» начинающему киберспортсмену?
– В зависимости от индивидуальных технических стартовых навыков, умения нажимать правильно кнопки, в течение трех-шести месяцев можно перейти на новый уровень игры. Стремление и желание играть лучше с каждым днем во многом зависит от самого начинающего спортсмена.
Надо быть готовыми впитывать новые знания, понимать, как их применять, развиваться в процессе обучения, осваивать непривычные пространства без страха.
– Профессиональный киберспорт – это настоящая работа? Сколько дней в неделю в среднем тренируются и играют киберспортсмены?
– Все зависит от уровня организации и того, какой режим тренировочного процесса там установлен. Например, у наших партнеров в обычное время, до пандемии, все игроки проживали на буткемпах (игровых домах). Они тренировались пять дней в неделю, включая индивидуальные тренировки и командные товарищеские матчи со своими скрим-партнерами. Выходные дни обязательны, чтобы игроки и менеджеры имели личное время. Сейчас многие перешли на онлайн-режим, но в целом команды сохраняют примерно то же расписание.
– К чему нужно стремиться начинающим киберспортсменам? Какие есть перспективы?
– Надо стремиться к совершенству, развитию и оттачиванию мастерства в том направлении, которое выбрано по душе. И тогда топовых киберспортсменов ждет слава, успех, популярность, как и победителей в любом другом виде спорта.
Учебное заведение
