Как правильно снять дипломный фильм? Советы профессионалов
В процессе обучения в ИСИ студенты факультета журналистики получают все необходимые профессиональные навыки, в том числе, чтобы снимать собственные документальные короткометражные фильмы. Традиционно на защите дипломов выпускники демонстрируют членам аттестационной комиссии свои журналистские видеоработы. Оценки получают разные, бывают и критические замечания… О том, как успешно справиться с поставленной задачей, избежать нелепых ошибок и творческих неудач, рассказали преподаватели, эксперты, практики.
С чего лучше начинать свою работу над дипломным фильмом?
Н. В. Вакурова, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики ИСИ
Начинать работу над дипломным фильмом нужно с поиска актуальной темы, которая будет интересна не только Вам, но и зрителю. Можно делать это методом "мозгового штурма" (лучше в группе, на занятиях с преподавателем). Бывает полезно составить свой "рейтинг" тем и сопоставить его с предпочтениями и интересами других людей. Не забывайте, что понятие "тема" очень широкое. Внутри темы есть множество проблем, одна из которых и должна стать основой фильма (чем конкретнее, тем лучше!) Дальше следует хорошо подумать, в каком жанре лучше всего сделать свою работу - будет ли это фильм-портрет, репортажный фильм, социологическое эссе или расследование. Выбор жанра имеет ключевое значение. Не определившись с жанром, нельзя приступать к написанию сценария и, тем более, к съемкам.
С. И. Борисов, сценарист, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник кафедры ТВ и РВ ф-та журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова
С формулировки идеи. Продумать, что вы хотите сказать зрителю своим фильмом. А потом нужно выстроить сюжет на бумаге. То есть необходимо ответить на вопрос: за развитием какого действия зритель будет с интересом следить во время просмотра?
И.А.Красавченко, научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова
Думаю, алгоритм должен быть таким: выделить, определить какую-то общественно-значимую проблему, в рассмотрении (разрешении) которой Вы бы хотели принять участие; предельно четко и конкретно сформулировать цель своей работы. Одновременно определятся аудитории, к которым Вы должны обратиться и Вы сможете оценить уровень их заинтересованности в предмете, степень их информированности, эстетические пристрастия, имеющиеся стереотипы и предубеждения и прочее. В качестве иллюстрации хотела бы привести текст давний, но, как мне кажется, очень наглядный - фрагмент предисловия историка Н.И. Костомарова к работе «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XCII столетиях»: «Наша историческая литература не бедна сборниками актов и летописей и многими добросовестными исследованиями по разным отраслям русской старины. Но это составляет драгоценность или для специальных ученых, или для лиц, которым положение их и воспитание дозволяет следить постоянно за ходом науки. (…) Но за этим немногочисленным классом читателей есть гораздо большая масса публики, погруженная в занятия, которые лишают ее и времени, и средств, чтобы обращаться к чтению ученых исследований, решающих тот или иной вопрос прошедшей русской жизни (…) Нельзя их обвинять, если после трудов на своем поприще они ищут в чтении отдохновения; невозможно требовать, чтоб их интересовал частный вопрос по науке, когда их деятельность обращена к другим предметам. Еще менее возможно, чтоб они читали сырые материалы, как, например, акты Археографической комиссии. Но это не значит, чтоб прошедшая жизнь не возбуждала в них никакого интереса; для этой части публики нужны только не частные исследования, а очерки, из которых они смогут составить себе целостные представления.
Для этого класса читающей публики я предпринял составить очерк прошедшей русской жизни во всех ее видах.» (Костмаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XCII столетиях. – М.: Республика, 1992, стр.111).
Л.В. Мишина, преподаватель ИСИ
Определиться с темой фильма, которая будет интересна зрителю и вам лично близка по духу. Высший пилотаж – из любой темы делать нечто близкое, полезное, понятное зрителю, кстати, и самому себе. Бывает, что дипломники демонстрируют фильмы, которые им самим не интересны, а зрителю тем более. От просмотра фильма у зрителя не возникает эмоционального эффекта, переживания (что-либо пережить во время просмотра), нет включенности в тему. Или наоборот - одни эмоции. Уравновешивает все прагматичный подход. Спросите себя: «А какую пользу принесет мой фильм зрителю? И кто будет мой зритель?» Только честно отвечайте на эти вопросы.
Какие наиболее частые ошибки бывают у студентов?
Н.В. Вакурова
Главной ошибкой практически всех студентов является убеждение, что вполне возможно снять документальный фильм без сценария - была бы подходящая фактура (интересный человек, красивые съемки или неординарное событие). Прежде всего, фильм должен сложиться у Вас в голове. Как говорил известный режиссер: "Мой фильм готов. Его осталось только снять". Еще одна весьма распространенная ошибка - глобальные темы, стремление сказать все обо всем. А ведь зрителю интересны не Ваши общие рассуждения, а конкретная история. Нет истории - нет фильма. Третья ошибка, которая очень часто встречается, связана с незнанием предмета и того, что до Вас это уже делали гораздо более компетентные авторы и режиссеры. Не будьте неофитами в профессии! Не уподобляйтесь тем, к кому можно отнести ироническое высказывание: "Песня исполняется впервые... мной ".
С.И. Борисов
Многословие, отсутствие использования Выразительных Средств Экрана, отсутствие продуманной композиции, деталей и лейтмотивов - и вообще пластических средств - света, цвета, тени и т.п.
И.А.Красавченко
Думаю, есть три основные ошибки: или материал подчиняет автора, ведет его и автор перестает управлять материалом; или автор увлекается своей идеей и отрывается от материала, с которым работает или же автор пытается подчинить материал своей идее.
Л.В. Мишина
Нет глубины познания личности своих героев. Все поверхностно. Отсюда нет широты раскрытия человека, а это значит, что его внутреннего содержания, красоты души зритель на экране не увидит. Если зрители не смогут пожалеть, восхититься, удивиться, полюбить, обидеться, рассердиться, посмеяться т.п. над вашим героем или историей, то они останутся безучастными и равнодушными, заодно и к вашему фильму.
Над чем сложнее всего работать?
Н.В. Вакурова
Думаю, что сложнее всего работать над созданием креативного сценарного решения. Большинство студентов, не мудрствуя лукаво, либо берут интервью у своего героя и на его ответах строят все повествование, либо напрямую (зачастую довольно дидактично) начинают рассказывать "что такое хорошо и что такое плохо". Не забывайте, что морализаторство убивает любой фильм (да и не только фильм). Старайтесь быть тоньше, ироничнее, уходите от стереотипов и шаблонных представлений, постарайтесь найти тот стержень, на который можно поднять флаг своей оригинальности. Слушайте своего руководителя и педагогов, избавьтесь от расхожей самоуверенности ("Я и сам все знаю!") Максим Горький писал: "В юности люди кажутся сами себе талантливыми, и эта кажимость позволяет им думать, что ими руководят бездарности". Не думаю, что эта мысль устарела. Ну, и последнее: труднее всего работать с людьми, с теми, кого Вы снимаете. Никогда не рассказывайте им об общем замысле фильма, работайте только над тем эпизодом, в котором они участвуют. Никогда не показывайте заранее список вопросов и не репетируйте интервью. Все варианты операторских решений продумывайте заранее, а не экспериментируйте на съемочной площадке. Представьте себя на месте человека, которого снимаете - тогда Вам многое станет понятно.
С.И. Борисов
Над отсмотром снятого материала.
И.А.Красавченко
Наверное, труднее всего определить проблему и сформулировать в связи с этим свою цель – то есть очень сложен этап формирования творческого замысла.
Л.В. Мишина
Замысел вызывает самое большое затруднение у дипломников. Всем хочется креатива. Однако за талантливым произведением стоят труды, долгие поиски, порой слезы, старания, хороший кругозор, увлеченность своим делом, личные способности. Любая творческая работа вызывает восхищение, когда в ней органично виднеется индивидуальность, самобытность автора.
На что стоит обратить особое внимание студенту при работе над дипломным фильмом?
Н.В. Вакурова
Особое внимание следует обратить на содержательную сторону фильма. С видеорядом все худо-бедно справляются, в конце концов, можно обратиться за помощью к профессиональному оператору и монтажеру. А вот содержание фильма, тот, как говорят сейчас, "message" никто за Вас не придумает. Ваше "послание миру" не обязательно должно быть сложным и высокоинтеллектуальным; главное, оно должно быть искренним. Любая фальшь на экране увеличивается до невероятных размеров, а документалистика - это, прежде всего, правда: правда мысли, правда чувства, правда образа... Как ни странно, на содержание фильма оказывает влияние правильно выбранное название. Лучше всего, если оно будет не констатирующим, а образным, расширяющим конкретный смысл формулировки. Также следует обратить внимание на композицию (структуру) фильма: он не должен быть монотонным, в нем должны четко просматриваться классические элементы драматургии (вступление, развитие действия, кульминация, развязка). Неплохо, когда фильм структурирован внутри (наподобие глав в книге), возможно, с использованием титров, раскрывающих смысл каждой части.
С.И. Борисов
Быть внимательным и не пытаться притянуть жизнь под свою умозрительную идею/гипотезу. Нужно разгадать жизнь, а не навязать зрителю свою точку зрения.
И.А.Красавченко
Как можно глубже изучите материал.
Л.В. Мишина
Подойти к выбранной теме, как к личной задаче, которую обязательно надо решить или сообщить что-то по ней новое, необычное. Любая тема выводит к проблеме и даже нескольким. В фильме вы должны найти решение проблемы. Зритель, как правило, в курсе большинства современных проблем и вы его вряд ли удивите темой (хотя это возможно), а вот решений, предлагают сегодня все реже. Кстати, нерешенное часто выглядит брошенным, никчемным.
Как грамотнее построить свою работу с героями фильма?
Н. В. Вакурова
Работу с героями фильма можно строить по-разному, исходя из задачи автора. В любом случае старайтесь объяснить своему герою, зачем это нужно ЕМУ, а не лично Вам. Бывает, что уже после съемок и монтажа герой, увидев себя на экране, остается недоволен и просит "все это стереть". Чаще всего это субъективное мнение, и в фильме как раз все в порядке. Не торопитесь ничего "стирать" и удалять; дайте человеку успокоиться и через некоторое время объясните ему, что все в хорошо и он всем понравился. Но еще лучше, предвидя подобные ситуации, вообще по возможности не показывать видео герою, особенно на этапе рабочего материала.
С. И. Борисов
Уважать героев и искренне интересоваться их жизнью.
И.А.Красавченко
Знаменитой М.Е.Голдовской, режиссеру –документалисту принадлежит определение «деликатная камера». «Деликатная камера» – это очень важно! Помните, Вы принимаете на себя ответственность за то впечатление, которое останется у зрителей о человеке. Не навредите.
Используйте приемы, которые помогут Вашему герою раскрыться в полной мере, помогите ему (фотографии, какие-то значимые предметы, выбор места – все это поможет Вашему герою переключиться с обычно неловкой ситуации съемок на тему разговора, ради которой Вы и обратились к нему).
Когда Вы уже работаете с отснятым материалом, надо решительно удалять все лишнее. Отдельный вопрос, что именно окажется для Вас лишним.
Л.В. Мишина
Глубокое уважение, внимание, интерес к своему герою. Эмпатия. Компромисс. Дипломатия. Умение слушать и слышать. Очень много зависит от того, какие вопросы вы задаете своим героям. Банальные вопросы ведут к скучным ответам, безжизненной картинке на экране. Получается холодно. Не бойтесь рисковать, удивлять, задавайте провокационные вопросы. Юмор всегда создает положительное впечатление.
Чего категорически нельзя делать?
Наталья Владимировна Вакурова
Нельзя включать в фильм постановочные кадры под видом документальных! Постановка не возбраняется, но тогда надо сказать открытым текстом в фильме, что Вы использовали постановку или метод спровоцированной ситуации, чтобы лучше раскрыть тему. Ни в коем случае нельзя подменять вопросы, на которые изначально отвечал интервьюируемый, на другие! Это известный манипулятивный прием, нарушающий нормы журналистской этики. Никогда не снимайте интервью без выносного микрофона! Еще ни разу ни у кого не получилось записать качественный звук на встроенный микрофон, даже если Вы подойдете с камерой вплотную к говорящему человеку. Посторонние звуки, фон, шорохи, стуки Вы впоследствии не удалите с записи. Конечно, есть случаи, когда интершум играет определенную роль (смысловую или эмоциональную), но это отдельная история.
Сергей Игоревич Борисов
Просить повторить что-либо.
И.А.Красавченко
Обманывать нельзя. Фальсифицировать нельзя.
Л.В. Мишина
Не нужно стремиться сохранить в фильме весь собранный материл, даже очень уникальный, на ваш взгляд. Сокращайте смело текст, расставайтесь с кадрами, удаляйте все лишнее и не очень. Пусть Ваш корабль поплывет налегке!
Какие книги или статьи, передачи советуете изучить перед работой над фильмом?
Н.В. Вакурова
Рекомендую обязательно прочитать старую книгу Сергея Александровича Муратова "Пристрастная камера" и изданную совсем недавно "Я думаю, ты думаешь..." Также о документальном фильме много полезного написала Марина Евсеевна Голдовская в книге "Человек крупным планом". Очень полезно ознакомиться с книгой Андре Базена "Что такое кино?" Не сочтите за труд и перечитайте Владимира Саппака "Телевидение и мы". Для особо продвинутых - Герц Франк "Карта Птолемея". А вообще, книги - это очень индивидуально. Сейчас много интересного можно найти в Интернете. Главное - вообще читать, даже просто художественную литературу: чем шире кругозор и общекультурная база, тем больше шансов снять по-настоящему содержательный и интересный фильм.
С.И. Борисов
Герц Франк "Карта Птолемея".
И.А.Красавченко
М.Е. Голдовская «Человек крупным планом», 1989 г.; «Женщина с киноаппаратом», 2002г.
С.А. Муратов Документальный телефильм. Незаконченная биография, 2009 г. издания; Я думаю, ты думаешь…, 2012 г.
Заповедник: архитектоника передачи. Курс телевизионных лекций, 2014 г.
Л.В. Мишина
Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста, 2001. В этой замечательной книге говорится о том, как журналисту работать с темой, определиться с проблемами и находить их решения. Хорошая основа к работе.
Ваши личные советы и наблюдения?
Н.В. Вакурова
Все советы уже высказаны выше. Что касается личного опыта, то мне всегда помогают записи. Своевременно записывайте пришедшие Вам в голову мысли, гениальные и не очень; фиксируйте собственные наблюдения, интересные высказывания, парадоксальные суждения. Раньше (когда не было компьютеров) было принято вести журналистское досье (часто в виде картотеки), где записывалось все, что может когда-нибудь пригодиться. Будьте наблюдательными, смотрите вокруг, проявляйте любопытство, знакомьтесь с людьми, задавайте вопросы. Главное - не стесняйтесь! Лучше иногда показаться дураком, чем не задать вопрос и остаться без информации. Поменьше думайте о себе и о том, что Вы чего-то не сможете. Ставьте цель и трудитесь над ее достижением - другого способа сделать успешную работу пока еще никто не придумал. Желаю удачи!
С.И. Борисов
Будьте внимательными, смелыми и сознательными. Анализируйте то, что делайте. Смотрите на свое творение критически. Прислушивайтесь к мнениям и советам. Творите интересами проекта, а не собственными амбициями.
Помните - зритель отдает Вам своё Время, Силы и Деньги. Что вы дадите ему в замен? Фильм - это гражданский поступок. Подвиг. Не надо относиться к нему как к товару. Иначе, вы разучитесь любить своё дело. А это трагедия для художника.
И.А.Красавченко
Работайте!
Л.В. Мишина
Любите то, что вы делаете. Любите людей, вникайте в их проблемы и тогда получится хорошо.
Учебное заведение
