Как выбрать правильный стандарт оценки качества образования?
26 июня прошел вебинар Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификации Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС на тему «Развитие систем оценки квалификаций: конкуренция или синхронизация».
В вебинаре приняли участие представители органов исполнительной власти субъектов РФ и образовательных организаций. Обсуждалась роль демонстрационного экзамена в системе оценки квалификаций в условиях модернизации среднего профессионального образования. Опыт проведения демонстрационного экзамена выявил немало проблем в существующей нормативной базе и практике применения экзамена.
Директор НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов обратил внимание на то, что система итоговой оценки профессионального образования существует в самых разных формах: это может быть и теоретический, и практический экзамен на реальном производстве. «Но самое важное – должна происходить самооценка экзаменуемого. Она важна не столько для документов, сколько для самого человека», - добавил он.
По словам Владимира Блинова, выбор инструмента оценки зависит от того, как будет выстраиваться обучение и к каким результатам оно должно привести. При этом, в России государственная аттестация в системе СПО регламентируется нормативными документами, в которых четко указано, какие именно форматы оценки должны применяться.
Начальник Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета Алексей Овчинников отметил, что среднему профессиональному образованию в последние годы уделяется много внимания. И изменение системы оценки является одним из ключевых направлений модернизации СПО. «Появление демонстрационного экзамена и внесение изменений в законы стало серьезным вызовом для системы среднего профессионального образования. Но этот вызов – не единственный. Здесь надо говорить о том, что вся система СПО столкнулась с набором новых систем оценок», - отметил он.
Алексей Овчинников рассказал, что в нашей стране наиболее привычной является государственная итоговая аттестация, которая существует уже много лет и потому понятна и образовательным организациям, и работодателям. Но за последние 15 лет появились и новые системы: независимая оценка, корпоративные и отраслевые стандарты, а также система оценивания WorldSkills, причем все они конкурируют между собой.
Ведущий научный сотрудник НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Екатерина Есенина обратила внимание на тот факт, что оценочные стандарты WorldSkills на самом деле не являются ноу-хау. Они учитывают оформление рабочего места, алгоритм действия сотрудника, обоснованность выбора определенных инструментов и методов работы и признаны во всем мире.
Учебное заведение
