На программах EMBA учат запускать стартапы

В перспективе управленец будет входить в бизнес не в качестве наемного руководителя, а как предприниматель со своей инновационной командой.

На рынке бизнес-образования – высокая волатильность. Классическая программа MBA прошла стадию зрелости. Интерес теперь вызывают более короткие, гибкие и насыщенные форматы, поэтому Всероссийская Академия внешней торговли в 2017 году решилась на смелый эксперимент, добавив модуль «Разработка проекта стартапа» в программу EMBA. У слушателей появилась возможность придумать идею и запустить реальный стартап. Зачем испытывать руководителей стартапом – об этом в интервью Executive.ru рассказывает Наталья Виттенбек, научный руководитель программы EMBA ВАВТ.

Executive.ru: Как появилась идея создать модуль, посвященный стартапу?

Наталья Виттенбек: Волатильность, непредсказуемость, сложность и неоднозначность (эти качества современной экономики принято обозначать термином VUCA – volatility, uncertainty, complexity, ambiguity – Executive.ru) затрагивают не только компании, но и стратегии карьерного развития руководителей. Исследования Deloitte и PWC говорят о том, что мы идем в мир неполной занятости, в мир фриланса, это размывает понятие организации в целом. Это явление часто называют Gig economy, экономикой свободного заработка.

Профессионал может работать, в том числе управлять проектами, одновременно в разных организациях. Прощай, стабильная карьера, когда сотрудник активно развивался в рамках одной компании и прогнозировал свою успешность в долгосрочном периоде. Руководители понимают, что сегодня мир карьеры, работы – это серфинг: как и в бизнесе, надо поймать свою волну.

Мы заметили, что успешные люди готовы пробовать новые роли. С их стороны есть интерес к эксперименту, есть открытость. В своей профессиональной области они уже многому научились, знают, как работать, как развивать бизнес. Поэтому мы предлагаем им выйти из роли менеджера и попробовать себя в роли стартапера.

Тема стартапов и инновационной экономики активно обсуждается. Мы видим этот тренд и решили сформулировать предложение в этом направлении. Нашли компетенции внутри своей преподавательской команды и решили их применить, запустив эксперимент с модулем «Разработка идеи стартапа» – междисциплинарный проект, который длится целый семестр.

Executive.ru: Что дает роль стартапера опытному руководителю?

Н.В.: Когда вы начинаете учиться в бизнес-школе, вы повышаете свой профессиональный потенциал. В процессе обучения человек входит в зону повышенного потенциала, открыт новым возможностям. Новая роль стартапера интересна по двум причинам:

Возможность оценить свои предпринимательские способности: могу ли я сгенерировать что-то стоящее, что принесет доход в будущем?
Проходя через стартап и бизнес-акселератор, участник проекта получает ценный опыт и может развиваться в дальнейшем как консультант других проектов.
Таким образом, мы убиваем двух зайцев. С одной стороны, работающий топ-менеджер может успешно развивать собственный стартап, с другой стороны, он может выступать внутренним консультантом для своей компании, развивая новые направления, разрабатывая стратегии выхода на международные рынки, наращивая экспортный потенциал. Он уже имеет компетенции создания инновационных команд.

Мы решили встряхнуть руководителей, вдохнуть в них предпринимательский дух. Таким образом, мы наращиваем управленческие и карьерные компетенции руководителей, показываем им перспективы работы в новой сфере карьеры. Скоро компании будут набирать уже готовые стартап-команды или создавать свою «песочницу стартапов».
Поделиться: