Новый выпуск Мониторинга эффективности школы

Вышел в свет новый выпуск Мониторинга эффективности школы «Успешность и неуспешность российских школьников (2018 г.)» – аналитического обзора РАНХиГС, задачей которого является отслеживание текущих тенденций в системе российского образования, в том числе на основе данных социологического исследования.

Темы выпуска:

Успеваемость школьников в оценке педагогов.
Причины низкой успеваемости учащихся: мнение учителей.
Образовательные результаты детей в представлениях родителей.
Основные выводы мониторинга:

Более двух третей учителей полагают, что учащиеся удовлетворительно или плохо выполняют свои задачи по освоению учебной программы, а их родители – по воспитанию детей.
По мере взросления школьников учителя указывают на увеличение доли учащихся, не способных в полной мере освоить школьную программу. Наиболее сложной педагогам представляется ситуация в 8–9-х классах, где, по мнению 15,7% учителей, более 15% учащихся не осваивают в полной мере учебную программу. В 10–11-х классах ситуация с успеваемостью учащихся улучшается, что может быть связано с уходом части учащихся из школы после 9-го класса. Вопрос плохой успеваемости учащихся более остро, по мнению учителей, стоит в сельских школах, и особенно среди учащихся 8–9-х классов.
В первую очередь проблемы в учебе педагоги связывают с невниманием родителей к школьному образованию детей, воспитание ребенка в неблагополучной семье, а также плохое здоровье учащихся.
Большинство родителей оценивают успеваемость своих детей в школе как хорошую или даже отличную. Однако, родители, так же, как и учителя, отмечают падение успеваемости учащихся в основной школе. Если учебу на «тройки» в 5-ом классе отмечает 10,7% родителей, то к 8-му классу их доля увеличивается более чем в два раза и составляет 24,4%.
Доля родителей, отмечающих низкую успеваемость своих детей в школе, растет по мере ухудшения материального положения семей. Влияние фактора благосостояния семьи на успеваемость ребенка в школе может быть объяснено, в частности, возможностями родителей по организации дополнительных занятий, включая оплату услуг репетиторов. Учащиеся, которые лучше успевают в школе, чаще посещают дополнительные занятия.
Одним из факторов хорошей успеваемости для ребенка является владение русским языком. Среди детей, для которых русский язык не является родным, 21,6% учащихся, по словам родителей, обучаются на «тройки». Доля «троечников» среди детей, для которых русский язык является родным, несколько ниже и составляет, как сообщают родители, 12,4%.
Семьи объясняют низкую успеваемость детей различными причинами: отсутствием способностей к отдельным предметам, сложностью учебных программ, снижением интереса детей к учебе. И только 9,3% родителей отметили профессиональную деятельность учителей, нуждающуюся, по их мнению, в улучшении.
Мониторинг подготовлен сотрудниками Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС.
Поделиться: