Онлайн-конференция о роли компьютерных игр и кинематографа в защите цивилизационной идентичности России
11 июня 2020 года в Московском государственном областном университете состоялась научно-общественная онлайн-конференция «Компьютерные игры и кинематограф в актуальной повестке защиты цивилизационной идентичности и исторического сознания граждан России». Научное мероприятие было приурочено ко Дню России и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Организаторами конференции стали Московский государственный областной университет, Региональное отделение «Российского общества «Знание» Московской области, Региональное отделение Общероссийского общественного овижения «Народный Фронт «За Россию» (ОНФ) в Московской области, Главное архивное управление Московской области, Фонд Андрея Первозванного, Автономная некоммерческая организация «Институт изучения проблем аксиологии». Модератором конференции был доктор исторических наук, профессор, декан факультета истории, политологии и права Московского государственного областного университета В.Э. Багдасарян.
Актуальность тематики мероприятия определяется современными вызовами индустрии компьютерных игр и кинематографа для исторического сознания. Развитие данного рынка не только привело к формированию разных молодёжных и геймерских субкультур. Онлайн-компьютерные игры в своём развитии имеют тенденцию к трансформации в сторону возникновения нового типа политических коммуникаций. Они становятся новой цифровой средой по формированию, распространению и воспроизводству различных символов, смыслов и ценностных кодов.
В настоящее время появилось достаточное количество компьютерных игр, посвящённых исторической тематике. Кинематограф и компьютерные игры становятся полем битвы за цивилизационную идентичность и историческое сознание граждан России. Некоторые игры уже допускают прямые исторические фальсификации и угрозы «перезагрузки» исторического сознания. Это особенно актуализирует запрос на научный дискурс, посвящённый качественной экспертизе игр на предмет грубых фальсификатов и политических манипуляций. Также важно определить роль государственной политики по противодействию подобным фактам. Кинематограф также сохраняет своё ценностно-символическое влияние на общественность. Примечателен тот факт, что оба вида медиа – кинематограф и компьютерные игры – начинают активно пересекаться. Ярчайшим примером этого процесса является тот факт, что по сюжетам фильмов создаются компьютерные игры. Тем самым возникают новые риски «многослойного» искажения существующей политической реальности и картины исторического прошлого.
С приветственными словами выступили Е.А. Певцова, д.ю.н, д.пед.н., профессор, проректор по научной работе Московского государственного областного университета; А.Н. Фукс, д.и.н., профессор, директор Историко-филологического института Московского государственного областного университета; В.Г. Леонтьев, эксперт Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» (ОНФ); В.В. Бушуев, к.филос.н., директор Фонда Андрея Первозванного, а также Н.П. Бурляев, советский и российский актёр, кинорежиссёр, народный артист РФ.
На пленарном заседании было несколько основных докладов. А.К. Батурин, член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза цирковых деятелей России, акцентировал внимание аудитории на проблемах искусства, идеологии и национальной идентичности. А.Б. Ананченко, к.и.н., директор Института истории и политики, заведующий кафедрой новейшей отечественной истории Московского педагогического государственного университета, уделил время вопросу формирования исторического сознания через кинематограф.
С.В. Володенков, д.полит.н., профессор кафедры государственной политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, сделал интересную презентацию «Компьютерные игры как фактор воздействия на массовое сознание в молодёжной среде». Докладчик определил основные манипулятивные практики этой сферы, напомнив, что в современных политических системах управление обществом выстраивается не на классической схеме воздействия субъекта на объект, а на взаимодействии субъекта и объекта для достижения заданных политическими акторами целей. Также прозвучали интересные идеи об анализе компьютерных игр и их коммуникационного значения посредством закона разнообразия Эшби.
В.Э. Багдасарян, д.и.н., профессор, декан факультета истории, политологии и права Московского государственного областного университета, выступил с докладом «Роль кинематографа в формировании и разрушении матрицы исторического сознания в контексте «войн памяти». Интересные замечания были сделаны по поводу важной роли советского кино в формировании исторического сознания, в свою очередь, современный российский кинематограф был рассмотрен как индикатор имеющегося конфликта.
В.Л. Шаповалов, к.и.н., доцент, заместитель директора по социальным коммуникациям и международным связям Института истории и политики Московского педагогического государственного университета, в своём сообщении рассмотрел компьютерные игры как фактор формирования политической идентичности и исторического самосознания молодёжи. Были определены основные проблемы и пути их решения. С.Н. Федорченко, к. полит.н., профессор кафедры политологии и права, заместитель декана факультета истории, политологии и права по научной работе Московского государственного областного университета, главный редактор «Журнала политических исследований», обозначил итоги социологического исследования геймеров. Наконец, Максим Колесник, протоиерей храма Новомучеников и исповедников Домодедовских, рассказал об индустрии сознания в компьютерных игровых сериалах.
После пленарного заседания работали две научные секции. На секции «Компьютерные игры: деконструкция технологий воздействия на историческое сознание и политика памяти» выступило много специалистов именно по этой довольно узкой теме. Секция «Кинематограф: политические технологии, войны памяти и символическая политика» также вызвала неподдельный интерес у гостей мероприятия. К примеру, С.И. Белов, к.и.н., доцент факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, докторант Института философии Российской академии наук, сделал доклад о компьютерных играх как ресурсе реализации политики памяти. Н.Р. Буранов, главный специалист Научного отдела Российского военно-исторического общества, предложил обсудить проблему «образа врага». В.В. Севастьянов, член штаба ОНФ в Республике Марий Эл, вернулся к вопросу об актуальной повестке защиты цивилизационной идентичности. Е.А. Норин, научный редактор военно-исторического интернет-журнала Warhead.su, остановился на потенциалах компьютерных игр для воспитательной и просветительской политики.
В.С. Березуцкий, эксперт по информационным войнам, Федеральный координатор по информационным технологиям Независимого общественного мониторинга, архитектор Госплатформ, большее внимание уделил недостаткам в подходах к играм. М.П. Глазкова, выпускник аспирантуры Института истории и политики, специалист отдела выставок Дирекции изучения истории Московского педагогического государственного университета, перешла к аспекту деконструкции исторических мифов на примере компьютерных игр и фильмов исторической тематики. Г.В. Сазанович, магистрант Института истории и политики Московского педагогического государственного университета, учитель истории и обществознания общеобразовательной школы № 2001, выявил потенциалы компьютерных игр и фильмов для воспитательной и просветительской политики государства. Также были и другие интересные доклады. Состоялась оживлённая дискуссия. По итогу конференции участники договорились об активном сотрудничестве.
Учебное заведение
