Онлайн-уроки чтения с картинками

16-18 февраля интернет-журнал «Чтение детям» проводила онлайн-конференцию «Смотрю в книгу». 

Участие приняли авторы иллюстраций, библиотекари и специалисты по чтению, педагоги и психологи, родители и блогеры из 16 стран мира - Австралии, Беларуси, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Израиля, Испании, Италии, Казахстана, Литвы, Румынии, США, Турции, Украины, Чехии - и 115 городов России – от Абакана до Ярославля! 

Институт Пушкина представила профессор Наталья Кулибина. Её мастер-класс на тему «Онлайн-уроки чтения с картинками (иллюстрации в детском цикле интерактивного авторского курса "Уроки чтения - праздник, который всегда с тобой")» состоялся в первый день конференции - 16 февраля.

Наталья Владимировна коротко остановилась на основных положениях авторской методики обучения чтению художественной литературы - использовании аутентичных (неадаптированных) художественных текстов, учёте универсальных психологических механизмов чтения и организации урока чтения по модели естественного взаимодействия читателя и книги. Также основное внимание уделила роли иллюстраций в детских онлайн-уроках чтения интерактивного авторского курса «Уроки чтения – праздник- который всегда с тобой»: 

«Современные мультимедийные средства позволяют сделать урок красочным и «живым» за счёт, например, анимации, но в наших уроках чтения иллюстрации прежде всего выполняют обучающую роль, поддерживая комплекс вопросов и заданий, ориентированных на воссоздание ситуации текста (по Т.А. ван Дейку), и помогают юным читателям сформировать свою проекцию текста (Н.А. Рубакин), хотя, конечно, картинки делают онлайн-урок и более привлекательным для детей».

Скриншоты экранов урока чтения позволили слушателям представить отдельные фрагменты онлайн-уроков по стихотворениям Марины Бородицкой «Новый год», Иосифа Бродского «Рождество 1963» и лингвистической сказочке Л.С. Петрушевской «Абвука», для которой художница Ирина Дорошенко нарисовала то, чего никто до сих пор не видел: Калушу с калушатами.

Забавные картинки можно найти и в Приложениях к онлайн-урокам в формате PDF, которые позволяют продолжить работу над понравившимся художественным текстом. Скачав Приложение, читатель найдёт целый набор творческих заданий, которые предложат ему поразмышлять над прочитанным и записать результаты своих размышлений, сочинить что-то, раскрасить нарисованную художником картинку или нарисовать свою, разгадать кроссворд и др.

Иллюстрации в интерактивном авторском курсе «Уроки чтения – праздник, который всегда с тобой» есть не только в самих онлайн-уроках и Приложениях к ним. Раздел «Читателям», в котором представлен перечень всех онлайн-уроков чтения, выглядит так:

В заключение выступления Наталья Кулибина рассказала о планах создания интерактивных онлайн-занятий по развитию речи дошкольников, ещё не умеющих читать, с использованием текстов детских писателей. В этих образовательных ресурсах картинки заменяют варианты ответов текстом в тестовых заданиях. Например, если в онлайн-уроке чтения по сказке «Рукавичка» на вопрос «За чем дед пошёл в лес?» даны ответы: «За цветами», «За грибами», «За ягодами» и «За дровами», то для дошколят эта сцена онлайн-занятия выглядит так:

1028 слушателей эмоционально реагировали на слова лектора, задавали вопросы и благодарили.

Организаторы онлайн-конференции обещали, что видеозапись будет готова после 25 февраля. Она будет размещена на сайте интерактивного авторского курса «Уроки чтения –праздник, который всегда с тобой» в разделе Онлайн-мероприятия.


19
Дуэли А.С. Пушкина
11 февраля на портале «Образование на русском» состоялся вебинар, посвященный истории дуэльных поединков Александра Сергеевича Пушкина и январским событиям рокового 1837 года.

Со вступительным словом к слушателям обратилась ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая. «Вчера, 10 февраля, День памяти Александра Сергеевича Пушкина проходил при поддержке дистанционных технологий. Сегодня мы продолжаем в таком формате мероприятие Института Пушкина. Вебинары цикла «А.С. Пушкин и феномен русской классики» за последние годы уже стали традиционными и каждый четверг собирают большую аудиторию» – сказала Маргарита Николаевна.

Открыла онлайн-встречу научный руководитель Пушкинских проектов Института Пушкина Эльмира Афанасьева. Она отметила, что пушкинский цикл 2021 года открывается знаковой темой, которую каждая эпоха открывает по-своему и каждый человек, говорящий на русском языке, проходит путь осознания, почему роковой поединок оборвал жизнь поэта и что такое дуэль для пушкинской эпохи?

Далее «вирутальный микрофон» переместился в Михайловское. Ученый секретарь Пушкинского Заповедника Эдуард Узенёв обозначил, что онлайн-встреча посвящена дуэлям Пушкина, причем не только тем, что привели поэта к барьеру, но и всем столкновениям, которые были в его жизни.

Дуэли составили немалую часть биографии Пушкина, последнее для поэта столкновение произошло в 1837 году у Черной речки. Оно и оборвало жизнь Пушкина.

По словам лектора, распространение дуэлей в дворянской среде было неизбежным в то время, когда главной сословной добродетелью стала считаться честь, законам которой русский дворянин обязан был подчиняться. При этом дуэли на русской земле были жестче и опаснее, чем те, что проходили в те времена в Европе.

Слушатели вебинара узнали о 29 дуэльных столкновениях поэта, его соперниках и любимых видах оружия Пушкина. В течение часа Эдуард Узенёв рассказал об эпизодах биографии поэта, первой дуэли на русской земле, указах, которые издавались Петром I с целью пресечь дуэли в России, а также уберечь государство от европейских веяний (на западе была высокая распространенность дуэлей) и об истории поединков.

В конце мероприятия докторант Тартусского университета Михаил Кремез задал вопрос о том, каким оружием владел Пушкин и каким – лучше всего.

В ответе на вопрос Эдуард Узенёв подчеркнул, что поэт мастерски владел фехтованием, а также был мастером стрельбы из пистолета.

Эльмира Афанасьева добавила, что поэт не только владел шпагами и огнестрельным оружием, но и рисовал эти виды оружия, прорабатывая сюжеты своих произведений, в частности сюжет трагедии «Каменный гость».

К первому Пушкинскому вебинару 2021 года подключились слушатели из Азербайджана, Армении, Вьетнама, Индии, Китая, Киргизии, Литвы, Молдовы, Турции, Украины, Чехии, Эстонии и, конечно, России. Видеозапись размещена на портале «Образование на русском»

25 февраля в 16.00 по московскому времени онлайн-встреча будет посвящена теме «Память о Пушкине в доме на Мойке, 12, в Петербурге в XIX – первой половине XX века». Лектор – Галина Седова, заведующая Мемориальным музеем-квартирой А. С. Пушкина на набережной Мойки, 12 в Санкт-Петербурге.

С вопросами и предложениями по тематике онлайн-цикла «А.С. Пушкин и феномен русской классики» можно обращаться к руководителю проекта Эльмире Афанасьевой – emafanaseva@pushkin.institute
Поделиться: