Профессиональное образование идет к цифре

19 марта в РАНХиГС состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения», организованная Научно-исследовательским центром профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС.

С приветственным словом к участникам конференции обратился директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов, подчеркнувший, что «очень важно, что за всеми цифровыми технологиями, которые применяются в образовательном процессе всегда стоял смысл, которым является обучающийся и его конкурентоспособность в мире после выхода из системы профобразования». Директор лаборатории инноваций и цифровых технологий МШУ «Сколково» Владимир Коровкин представил в своем докладе новые требования к кадрам, которые предъявляет цифровая индустрия 4.0.

Подробно о всех подводных камнях, которые Московский городской педагогический университет прошел на пути цифровизации управленческих и педагогических процессов вуза, рассказал начальник управления информационных технологий МГПУ Руслан Сулейманов. Он акцентировал внимание на положительных эффектах цифровизации для студентов, преподавателей и административного персонала. Член-корреспондент РАО, генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование» Александр Кондаков поделился общим представлением об экосистеме цифрового образования, остановившись на проблемах цифровой идентификации человека во взаимосвязи с его профессиональной идентификацией.

Екатерина Есенина, ведущий научный сотрудник НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, в своем выступлении охарактеризовала различные точки зрения, существующие в понимании особенностей «цифрового поколения», а директор НИЦ Владимир Блинов изложил основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения, проект которой был предложен для обсуждения участникам конференции.

Все спикеры акцентировали свое внимание на гуманитарных, психолого-педагогических аспектах процесса цифровизации образования, который не должен сводиться к механическому переводу традиционного образования в дистанционный формат или к разработке онлайн-курсов. Необходимо решить большое количество задач, связанных с трансформацией образовательного процесса в колледжах, изменением деятельности студентов и преподавателей и подготовкой их к этим изменения. Кроме того, эксперты отметили, что нужно создать комплекс определенных организационно-педагогических и психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность работы студента в цифровой образовательной среде. Все это требует научно-методологического и методического обеспечения, ориентированного на особенности среднего профессионального образования и профессионального обучения.

Конференция продолжила свою работу на секционных заседаниях. Участники секции «Цифровая образовательная среда» обсудили вопросы развития цифровых образовательных технологий в контексте федеральных и национальных программ и проектов Российской Федерации. Были представлены кейсы цифровизации образовательного процесса, реализованные в колледжах и техникумах Белгородской, Иркутской, Московской, Самарской областей.

В ходе работы секции «Новые возможности: спрос и предложение в цифровом образовании» состоялся диалог разработчиков цифровых образовательных платформ и продуктов с целевой категорией пользователей – представителями профессиональных образовательных организаций. В ходе дискуссии была отмечена необходимость систематического взаимодействия педагогического сообщества с IT-разработчиками с целью тестирования и доработки цифровых образовательных продуктов, а также формирования запросов на разработку новых цифровых образовательных средств.

Еще одна секция была посвящена формированию межрегиональной сети экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС по направлению «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения». Ее участники обсудили направления актуальных исследований и возможности проектирования цифровой платформы управления экспериментальными площадками. В заключение участники обменялись мнениями о работе конференции и приняли конкретные рекомендации.

Поделиться: