"Психологический октябрь в Манчестерском университете". Репортаж о поездке студентов Шанинки в Манчестер

Наступила середина ноября и наконец удаётся сформулировать воспоминания о прекрасной октябрьской недельке в Манчестере и в Манчестерском университете.

манчестер.jpgСразу оговорюсь, что данный репортаж написан хоть и не по горячим следам, но продолжает вызывать у автора положительные эмоции, поэтому, я надеюсь, и вы получите частичку позитивного настроения, которое сопровождало поездку группы психологов из Шанинки в Манчестер.
Во-первых, надо сказать о том, что ехали мы как первые представители студентов-психологов из Московской высшей школы социальных и экономических наук, поэтому чувствовали себя крайне ответственно, хотя мотивации посмотреть/потрогать/поговорить было хоть отбавляй. Экзальтированные студенты, - если одной фразой. К счастью для нас и удовольствию наших преподавателей мы проявили себя с наилучшей стороны, поэтому мы надеемся, что подобные вылазки в Манчестер будут приключаться с психологами-шанинцами чаще.

В первый день нашего приезда мы больше осваивали культурно-развлекательную программу, придуманную нами же, т.к. это было воскресенье и никаких встреч, и занятий запланировано не было. Мы посмотрели на то, как проходят воскресенья в центре города – где перед ратушей, устроился фестиваль: с живой музыкой, длинными деревянными столами и скамейками, уличной едой и сотнями живых весёлых англичан.
Вообще данная поездка была беспрецедентным опытом для нас – опытом погружения, пусть и короткого, именно в студенческую среду. Мы учились на равных с участниками манчестерской докторантской программы (которая длится 3 года), выполняли задания, общались с преподавателями. Никаких исключений из-за того, что мы иностранцы, нам не делалось. Это позволило за короткий период подтянуть разговорный английский и познакомиться с большим количеством людей, находящихся с нами в одном контекстуальном поле.
манчестер 2.jpg
В первый учебный день занятия начались с небольшой речи доктора Тэри Хэнли (Dr. Terry Hanley), который является академическим советником факультета практической психологии Шанинки со стороны Манчестерского университета. Весной 2016 года он приезжал в Россию и провёл несколько лекций, поэтому большая часть нашей группы были знакомы с ним и мы были рады опять увидеться. На первой же лекции произошёл первый кросскультурный диалог – Dr. Hanley попросил студентов из Британии и студентов из России объединиться в малые группы и немного поговорить о том, кто чему учится в своем университете и чего ожидает от данной совместной недели. После этого первого «нырка в воды» британского студенчества мы стали чувствовать себя свободнее, а потом началась наша первая лекция с Dr. Tony Parnell.
С понедельника по пятницу у нас были занятия с 10 до 16 с небольшими кофе-брейками и перерывом на обед. В первые два дня мы общались со студентами второго года обучения, со среды по четверг занятия посещали студенты первого года обучения, с которыми мы также сначала немного познакомились, а потом вместе выполняли задания.
Британская докторантская программа по психологическому консультированию сильно отличается от обучения в магистратуре, т.к. это следующий шаг в профессиональном становлении психолога-консультанта. Такая программа являлась для нас уникальной, т.к. подобного формата обучения в России мы нигде не встречали – 450 часов работы с живыми клиентами под наблюдением супервизора – это более глубокий уровень обучения навыкам консультирования.
За эту неделю мы успели послушать и поговорить на такие темы как (а) основы когнитивно-бихевиоральной терапии, (б) что такое «systematic review» в практике британских психологов-консультантов, (в) правила оценивания и формулирования психологических интервенций, (г) основы критического мышления, а также (д) основы клиент-центрированного подхода.

манчестер2.pngТакже у нас была возможность посетить местную «Открытую среду» - публичную лекцию приглашенного преподавателя (Professor Neil Humphrey) – который рассказывал о связи вариантов обучения и психического здоровья детей.
Система обучения в Британии очень сильно отличается от отечественного образования, однако мы были приятно удивлены, что несмотря на разные сложности обучение в Московской высшей школе действительно приближено к оригиналу, наблюдаемым в Манчестере. У нас была возможность поговорить о разных особенностях получения диплома магистра в Британии, о том, как проходит образовательный процесс, чем отличается система оценивания и проверки письменных работ – никаких ключевых отличий мы не выявили, разве что образование в Британии невероятно дорогое. Тем приятнее было думать о тех возможностях, которые есть у российских студентов.
Если говорить только об ученическом опыте, который мы смогли получить в Манчестере, то ключевым словом здесь стало бы «основательность». Несмотря на то, что очень многие аспекты консультирования в Великобритании кажутся нам ограничивающими специалиста и не позволяющими показать клиенту разнообразие техник и подходов, само образование действительно кажется фундаментальным. В первый год обучение в программе студенты учатся не только основам методологии и вообще процесса консультирования. Целый год посвящается клиент-центрированной терапии как в теории, так и на практике. На втором году студенты занимаются только когнитивно-бихевиоральным подходом – данные две модели поощряются государственными программами и министерством здравоохранения, поэтому все бюджетные организации работают с клиентами только на основе данных подходов. На третьем году остаётся минимальное количество занятий и студент определяется, какое из направлений ему ближе, чтобы писать выпускную аттестационную работу.

Студенты из Манчестера рассказывали нам не только об обучении, но и о своей работе во время учёбы. Безусловно, совмещение двух процессов даётся им крайне тяжело, кто-то занимается исключительно волонтёрством или работает на полставки в консультативных центрах, в студенческой общине и т.д. Развитая поддержка студентов – это то, что нас потрясло и удивило, а также во многом обрадовало.
Когда мы вернулись из поездки, произошла итоговая встреча с Евгением Борисовичем Моргуновым и Борисом Юрьевичем Шапиро – им был интересен наш опыт и впечатления, а также идеи, возникшие за время поездки. Действительно, у каждого из нас возник свой образ поездки и появилось желание рассказывать и предлагать то новое, что мы увидели и чего не хватает не только нашему университету, почти любому университету в нашей стране. Что-то было высказано, что-то ещё будет…
Оставим эту интригу интригой, но хочется верить, что эта поездка действительно станет какой-то новой строчкой в истории успеха факультета практической психологии Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Автор - Дарья Молчанова

Поделиться: