ПСТГУ приглашает на магистерскую программу «Религиоведение»
Магистерская программа по религиоведению (историко-религиоведческий профиль) успешно реализуется в университете уже несколько лет. О ее содержании и возможностях, которые предоставляются выпускникам, рассказывает заведующий кафедрой философии и религиоведения богословского факультета, доктор философских наук К. М. Антонов.
Константин Михайлович, что предлагает данная магистерская программа и в чем ее уникальность?
Магистерская программа «Религиоведение» направлена на формирование компетентного специалиста, хорошо разбирающегося в особенностях и проблемах религиозной жизни в разных ее аспектах. Выпускники этой программы обладают знанием как эмпирических, так и теоретических, в том числе философских и богословских, подходов к осмыслению религии, они способны применять эти знания в различных сферах деятельности.
Для того чтобы выпускники успешно освоили эти навыки, программа предполагает три основных направления обучения: 1) углубление знаний о религии и религиоведении, полученных на уровне бакалавриата; 2) погружение в современные проблемы научного изучения религии; 3) обязательное проведение собственного оригинального исследования.
Куда идут работать Ваши выпускники?
Среди выпускников программы есть преподаватели высшей и средней школы, научные работники, редакторы издательств и сайтов, сотрудники библиотек и других учреждений культуры. Многие выпускники находят применение своим знаниям в служении Церкви – и в священном сане, и в различных церковных структурах.
Какие дисциплины изучаются в рамках данной программы?
То, что слушают наши студенты, — это, как правило, авторские курсы, разработанные известными специалистами в соответствующих областях. Среди преподавателей – доктор философских наук П. Г. Носачев, доктор философских наук М. А. Пылаев, кандидат философских наук И. С. Вевюрко, кандидат философских наук Т. А. Фолиева. Руководитель программы – кандидат философских наук К. А. Колкунова, специалист в таких областях, как история и методология религиоведения, история зарубежного религиоведения, теории религии, религия в современном мире.
Студенты будут изучать:
религиоведческие дисциплины общего плана: история религиоведения, современная философия религии, эзотерические и мистические учения;
религиоведческие дисциплины, посвященные современной религиозной ситуации: государственно-конфессиональные отношения, религия в современном мире, современные проблемы религиоведения, религиоведческая экспертиза;
специальные курсы, посвященные тем или иным конкретным проблемам истории и современного состояния религии и религиоведения: методология исследования, теория и практика написания научных работ;
набор общенаучных дисциплин: педагогика, методика преподавания, информационные технологии.
Понимая возможные сложности с трудоустройством наших выпускников, мы ввели также курс «Карьера религиоведа».
Кроме того, студентам предоставляется возможность продолжать изучение иностранного языка, а также освоить дополнительную программу «Углубленное изучение современного иностранного языка (английский или немецкий)».
Для студентов, не имеющих богословского образования, существуют факультативные курсы, вводящие в проблематику православной догматики.
Как организован учебный процесс?
Руководитель программы Ксения Колкунова тщательно следит за организацией обучения, много сил уделяя и индивидуальной, и групповой работе со студентами.
Хотя магистратура очная, занятия проходят в вечернее время, 3-4 раза в неделю, что позволяет в случае необходимости комфортно совмещать учебу с работой. Для иногородних и зарубежных студентов, особенно в нынешних сложных условиях, возможно использование средств дистанционного обучения, подключение по зуму, скайпу и т. п. Продолжительность программы – 4 семестра. Стоимость обучения – 263 тысяч рублей в год (общая стоимость — 526 тысяч рублей); возможна помесячная оплата.
Какие направления специализации предполагает магистерская программа?
Среди возможных направлений специализации — самые разные религиоведческие темы, но наиболее важными для программы в целом являются: история религиоведения — как зарубежного, так и отечественного; религиозные традиции России в истории и современности; история русской религиозной философии; эмпирические исследования религиозной ситуации в России и в мире; философия религии.
Есть ли возможность прохождения практики и если да, то где?
Конечно, практики – это необходимая часть обучения. Научная и преддипломная практика, научно-исследовательский семинар магистрантов, а также самостоятельная научно-исследовательская работа над диссертацией под руководством научного руководителя занимают важное место в образовательной программе. Место прохождения практики зависит от конкретных пожеланий и способностей учащихся: это могут быть школы, государственные учреждения, связанные с религиоведческой проблематикой, СМИ.
Участвуют ли магистранты в студенческой жизни университета?
Мы стараемся включать наших магистров и в литургическую, и в научную, и в культурную жизнь университета. В первую очередь для студентов магистратуры открываются возможности сотрудничества с научными центрами университета как для проведения исследований, так и для дальнейшей работы. Это и Лаборатория социологии религии, и Центр религиоведческих исследований, и Научный центр истории богословия и богословского образования, и Отдел новейшей истории РПЦ. Кроме того, на факультете действует несколько научных семинаров, а также религиоведческий киносеминар и кружки. Мы приглашаем наших магистрантов к участию в языковых и исследовательских стажировках в Германии и Италии.
Студенты-магистратуры, как и прочие студенты, приглашаются к участию в мероприятиях университета и богословского факультета — праздниках, богослужениях, добровольчестве, паломничествах. Ну и наконец, важная часть студенческой жизни – просто общение с товарищами и преподавателями за чашкой чая, общение, которому мы всегда рады.
В каких сферах выпускники смогут применить полученные знания?
Выпускники могут осуществлять научные исследования в области философии, религиоведения и истории. Наши выпускники могут преподавать общегуманитарные, а также религиоведческие дисциплины в средней и высшей школе, работать в государственных структурах, занимающихся взаимодействием с религиозными организациями, в учреждениях культуры (библиотеках, музеях и др.), подготавливать издания, связанные с религиоведческой проблематикой, — как научные, так и популярные, работать в СМИ, а таже реализовывать проекты, посвященные религии и религиоведению — создавать и редактировать контент интернет-ресурсов, заниматься организацией работы коллектива.
Интервью К. М. Антонова о программе
Учебное заведение
