Ректор Александр Климов выступил в прямом эфире радио «Комсомольская правда»
Кого ждут российские университеты, как пройдет День знаний и что делать, если все-таки не поступил – об этом рассказали в прямом эфире программы «НеФантастика» радио КП ректоры двух ведущих вузов. Будущее российского образования писатель Владимир Торин обсудил с ректором Российского государственного социального университета Натальей Починок и ректором Российского университета транспорта Александром Климовым. Российские вузы подводят итоги приёмной кампании и готовятся к новому учебному году. Не менее 10 млн. человек эти летом были взволнованы вопросом поступления в вузы. Планируется, начать учебный год 1 сентября, в основном в очном режиме. По мнению экспертов, в этом году приемная кампания прозрачна - не нужно бегать по разным приемным комиссиям вузов, так как все было онлайн. Но главный вопрос – как начнется новый учебный год остается открытым. «Мы планируем в очном режиме начать обучение как обычно, с соблюдением всех требований безопасности», - отметил ректор РУТ (МИИТ) Александр Климов. Студентов ждут, но не все преподаватели смогут прийти на занятия 1 с начала учебного года. «Вузам следует учитывать, что по положению Роспотребнадзора, часть преподавателей, которые старше 65 лет и страдают каким-то заболеваниями, которым очень опасно приходить в аудитории, они не смогут прийти в аудитории», - отметила ректор РГСУ Наталья Починок. В среднем таких преподавателей в каждом университете порядка 30-40 %. Университеты обновляются, но старая профессура очень ценная. «Получается, что часть людей просто не смогут прийти в аудитории. И это должно быть продумано. Либо заменить этого человека, либо дать ему возможность преподавать из дома онлайн», - отметила она. Но в РГСУ это предусмотрели – в период пандемии. По словам ректора, когда перешли на онлайн-образование, не было ни одной жалобы со стороны студентов. Ни одна лекция, ни один семинар, ни один мастер-класс не был сорван, он читался в онлайн-режиме, все ребята, причем не только российские, но и иностранные, имели возможность быть включенными в образовательный процесс «Мы считаем, что, если ребята с 1 сентября не увидят какого-то преподавателя в аудитории, они не должны расстраиваться», - считает Наталья Починок. Следует не забывать про специфику разных вузов, считают эксперты. Инженерно-технологическое образование, а именно транспортное образование имеет определенную особенность. «Если вы хотите подготовить пилота самолета, то он должен летать вживую, он должен заниматься на тренажерном комплексе. И большое количество лабораторных занятий, уникального оборудования, которое используется в процессе обучения», - говорит ректор Российского университета транспорта Александр Климов. Все понимают, что очный традиционный формат в части практической подготовки для инженерно-технологических направлений и специальностей является предпочтительным. Дальнейшее трудоустройство – эта тема беспокоит всех поступающих без сомнения. К возможностям обеспечить ведущие компании необходимыми кадрами ректор ведущего транспортного вуза Александр Климов относит целевое обучение. «Если мы говорим про железные дороги, про АО «РЖД», то мы понимаем, что компания работает во всех регионах. А ее инфраструктура должна быть обеспечена высококвалифицированными специалистами. У нас до тысячи человек ежегодно поступает на транспортные специальности на целевое обучение от АО «Российские железные дороги» и московского метро», - рассказал Александр Климов. Таким образом, ребята потом идут работать в компании специалистами, инженерами. По словам обозревателя газеты «Комсомольская правда», члена экспертного совета при комитете Госдумы по образованию и науке Александра Милкуса, два года назад система целевого приема изменилась. «Для ребят, которые поступают на целевые места, существует порог, они не могут сдать на тройку и поступить на те же специальности. Также есть возможность, когда ребята учатся, компания к ним присматривается и может взять ребят на целевое сопровождение и на втором, и на третьем курсе, уже понимая, что этот человек может работать в их компании», - рассказал Александр Милкус. В этом году было выделено более 11 тысяч дополнительных бюджетных мест. «РГСУ получил эти дополнительные места, так же как другие вузы, которые расположены в регионах - порядка 1700 бюджетных мест», - говорит Наталья Починок. Но что же делать, если не поступил. Эксперты советуют присмотреться к программам среднего профессионального образования. «В университетах есть программа СПО, вот у нас свыше 5000 студентов ежегодно обучаются по направлениям и специальностям», - говорит ректор транспортного вуза. В колледжах Российского университета транспорта 5 человек на место. По словам Натальи Починок, студенты колледжей уже со второго, с третьего курса понимают уже, где они будут работать. Студенты придут 1 сентября и с соблюдением всех норм и требований, которые изложены в методических рекомендациях Роспотребнадзора, наденут маски. Если брать суммарно среднее профессиональное и высшее образование, то в Российском университете транспорта порядка 34 тысяч студентов, в РГУ – 17 тысяч. Не стоит забывать и про иностранных студентов «Для ребят иностранцев буквально в этом году, в августе, снято было ограничение на запрет работать. Те иностранцы, которые поступают на очное отделение, могут работать здесь», - заключила Наталья Починок.Учебное заведение
