Сотрудники ПСТГУ приняли участие в IX Международных Покровских чтениях
14 – 15 октября 2018 года в Хельсинки прошли IX Международные Покровские чтения. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет был представлен на них профессором ПСТГУ доктором церковной истории, кандидатом исторических наук иереем Александром Мазыриным, ведущим научным сотрудником ПСТГУ доктором исторических наук А.А. Кострюковым и старшим научным сотрудником ПСТГУ кандидатом исторических наук Т.И. Шевченко.
Чтения были организованы представительством Московского Патриархата в Финляндии. По сложившейся традиции чтения начались с богослужений, которые прошли в Покровском храме Хельсинки – представительстве Московского Патриархата в Финляндии. Богослужение возглавил епископ Наро-Фоминский Иоанн, управляющий приходами Московского Патриархата в США.
Чтения открылись приветственным словом представителя Московского Патриархата в Финляндии протоиерея Виктора Лютика. В этом году темой конференции стало столетие убийства Царской семьи.
Первый доклад конференции «Власть и святость. Княжество и царство в богослужебных текстах Русской Православной Церкви» был подготовлен епископом Наро-Фоминским Иоанном. Докладчик обратил внимание на то, что Церковь никогда не учила о святости власти самой по себе: нет святых, которые были бы прославлены только за свой титул. Докладчик подробно остановился на подвиге благоверных князей – Романа Угличского и Георгия Всеволодовича, а также рассказал о Царе-страстотерпце Николае.
Иерей Александр Мазырин (ПСТГУ) посвятил свой доклад отношению Российской Церкви к монархическому устройству государства в период патриаршего служения святителя Тихона (Беллавина). Автор обратил внимание на то, что часть духовенства приветствовала февральский переворот, хотя понимание того, что падение царской власти приведет страну к катастрофе, пришло достаточно быстро. Патриаршество, восстановленное осенью 1917 года, воспринималось как символ освобождения Церкви. По мнению иерея Александра Мазырина, Церковь Патриарха Тихона не была монархической, но и антимонархической она тоже не была.
Профессор Хельсинского университета Карло Аффман рассказал о влиянии императора Николая II на жизнь лютеранских приходов Финляндии. Российский император считался главой Лютеранской Церкви, но вели себя монархи корректно и пользовались большим уважением населения. Бывали интересные случаи: например, православные жители района Кайну ходили в храмы Карелии, однако в силу географического положения числились прихожанами лютеранского прихода. Такое положение нареканий не вызывало.
Кандидат философских наук Д. Е. Крапчунов в своем докладе рассказал о различных аспектах русской культуры в христианском контексте.
Доклад А. А. Кострюкова (ПСТГУ) был посвящен вопросам, связанным с канонизацией Царской семьи и новомучеников в Русской Зарубежной Церкви в 1981 году. Автор сопоставил различные списки святых, пострадавших от коммунистического режима в ХХ в., и пришел к выводу, что распространенное мнение о канонизации в Зарубежной Церкви инославных слуг Царской семьи является ложным.
Секретарь по богословским вопросам Хельсинкской епархии Е. Хейккиля рассказал в своем докладе об отношении Финляндской Церкви к вопросам биоэтики. В докладе доктора философских наук А. В. Моторина (Велико-Новгородский университет им. Ярослава Мудрого) был освещен вопрос о значении самодержавия в трудах древних русских авторов, в частности митрополита Киевского Илариона.
С интересом был заслушан и доклад доктора политических наук М. Г. Прозоровой (Хельсинки). В своем выступлении докладчица привела статистические данные, отражающие отношение разных слоев российского общества к личности императора Николая II и к цареубийству. По мнению исследовательницы, политика примирения, подразумевающая почитание жертв и их убийц, привела к появлению гротескных явлений, наподобие крестного хода пионеров, состоявшегося недавно в одном из российских городов. Это не ведет к примирению, подчеркнула докладчик, наоборот, такие факты еще больше раскалывают общество.
Кандидат филологических наук М. Л. Федоров (Институт мировой литературы РАН) представил в своем докладе рукопись офицера царского флота И. А. Киреева, обнаруженную в фонде Демьяна Бедного архива Института мировой литературы. Очевидец событий попытался дать объективную оценку событиям революции в Финляндии 1918 года.
Второй день конференции открылся докладом кандидата философских наук протоиерея Игоря Аксенова «Гибель Российской Империи. Прогресс и благо человека». По мнению автора доклада, свержение царя проходило под знаменем прогресса. Но этот «прогресс» в результате поставил человека на место Бога, цареубийство, таким образом, стало в конечно итоге и отказом от веры.
Священник Павел Киселев (Выборгская епархия) посвятил свое выступление личности короля Олафа – первого христианского монарха Швеции.
Большой интерес вызвал и доклад священника Сергия Баршая (Киев), посвященный личности преподобной Анастасии (в миру великой княгине Александре), основательнице Покровского монастыря в Киеве. Эта святая, состоявшая в браке с великим князем Николаем Николаевичем, мало известна в России. Человек нелегкой судьбы, она посвятила свою жизнь служению Богу и ближнему, предвосхитив подвиг великой княгини Елисаветы Федоровны. В основанном преподобной Анастасией Покровском монастыре действовали больница, аптека, приюты, мастерские. Закрытый большевиками монастырь был открыт в годы гитлеровской оккупации и с тех пор действует в духе традиций, заложенных святой основательницей.
Тема подвижничества была продолжена в докладе настоятельницы Никольского монастыря игумении Анатолии (Баршай), посвятившей выступление петербургской старице Матроне (Матронуше Босоножке), которая в конце XIX – начале ХХ вв. пользовалась не меньшим почитанием, чем известная всем блаженная Ксения Петербургская. Доклад Т. И. Шевченко (ПСТГУ) был посвящен рукописи И. В. Киреева. В частности, на основании его воспоминаний удалось восстановить обстоятельства революционных потрясений в Финляндии в 1917 – 1918 гг., унесших десятки тысяч жизней.
Царская тема была отражена в докладе доктора филологических наук В. С. Куткового (Велико-Новгородский университет). Автор доклада рассказал о великом князе Иоанне III, который в переписке именовал себя царем. Автор уделил внимание заслугам Иоанна III перед страной и Церковью.
Протоиерей Вейкко Пурмонен (Финляндская Автономная Православная Церковь) остановился в своем докладе на положении Церкви в годы правления императора Петра I. Конференция завершилась докладом кандидата искусствоведения Е.Г. Белик (Музей им. Андрея Рублева). Автор рассказала об особенностях иконописи в царствование императора Николая II.
Учебное заведение
