Специалисты в области консультативной психологии МГОУ представили свои научные и практические достижения на Итоговом международном конгрессе 2017 года
Центральным событием 2017 года в области консультативной психологии выступил Итоговый международный конгресс года «Возможности психотерапии, психологии и консультирования в сохранении и развитии здоровья и благополучия человека, семьи, общества», который проходил 12-15 октября 2017 года в Москве.
Итоговый конгресс был посвящен подведению итогов развития современной системы оказания психологической помощи в России и её направлений, которые в настоящее время имеют многообразие методов, школ, технологий, обучающих и тренинговых центров. В современной России выделяется шесть моделей психотерапии: медицинская, психологическая, педагогическая, философская, социальная и недифференцированная, которые направлены на работу с человеком, семьей, группой, обществом в целом.
В работе конгресса приняли участие представители 47 модальностей (методов) современной психотерапии, признанных в России, а также методов, признанных дружественными объединениями психотерапевтов.
В рамках научной программы конгресса активное участие приняли преподаватели, выпускники, аспиранты, магистранты и бакалавры кафедры психологического консультирования факультета психологии МГОУ. Профессиональная сцена Итогового конгресса дала возможность нашим специалистам представить свои научные и практические наработки в рамках консультативной практики, обсудить и оценить уникальность развития современных научных исследований в психологическом консультировании и психотерапии.
На пленарном заседании конгресса выступил к.псх.н., доцент клиентоцентрированный психотерапевт, профессор кафедры психологического консультирования факультета психологии Кузовкин Виктор Владимирович с докладом «Концептуальная модель профессионально-личностного проблемно-деятельностного обучения психологов-консультантов, психологов-психотерапевтов».
В докладе представлена сущность и содержание авторской концептуальной модели профессионально-личностного проблемно-деятельностного обучения психологов-консультантов, психологов-психотерапевтов, особенности ее реализации в профессиональной подготовке разного уровня (бакалавриат, магистратура, аспирантура, дополнительное образование) на опыте такой подготовки на факультете психологии.
На психоаналитической научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и практики современного психоанализа и психоаналитической психотерапии», проходившей в рамках конгресса 14 октября 2017 года, доклад «Особенности отношения к сеттингу будущих психологов-консультантов в процессе обучения в вузе» представил к.псх.н., доцент семейный психолог-консультант, заведующий кафедрой психологического консультирования факультета психологии Жмурин Игорь Евгеньевич. В докладе были представлены исследования проблемы подготовки консультантов и возможности формирования их профессиональной идентичности на примере изучения сеттинга в рамках учебных дисциплин бакалавриата и магистратуры факультета психологии.
Профессор кафедры психологического консультирования к.псх.н., доцент Кузовкин Виктор Владимирович организовал и возглавил работу секции «Клиентоцентрированная психотерапия», участники которой подвели итоги, обсудили достижения и планы в области клиентоцентрированного консультирования и психотерапии.
На секции профессор Кузовкин В.В. провел мастер-класс «Психотехническая практика клиентоцентрированного консультирования и психотерапии», который позволил его участникам рассмотреть особенности действий консультанта (психотерапевта) на различных стадиях клиентоцентрированного консультирования (психотерапии) по созданию необходимых и достаточных условий позитивных личностных изменений у клиента и возможных трудностей их реализации.
В работе секции «Психологическая безопасность и здоровье социума» доклад «Консультативная практика в контексте психологической безопасности» представила психотерапевт к.псх.н. доцент кафедры психологического консультирования Бурмистрова Екатерина Викторовна.
В докладе на основе примеров консультативной практики в контексте психологической безопасности были обсуждены понятия «психологическая безопасность», «консультативная практика», а также пространственно-временная парадигма психологической помощи в кризисных ситуациях.
На секции представил свой доклад «Теоретическая модель полоролевого поведения личности в методе позитивной психодинамической психотерапии» и психотерапевт европейского реестра в методе позитивной психодинамической психотерапии, старший преподаватель кафедры психологического консультирования Кочнев Вадим Арнольдович.
Большую активность и профессиональный интерес к участию в конгрессе проявили выпускники, аспиранты, магистранты и бакалавры кафедры психологического консультирования.
Доклад «Возможности использования шкалы процесса психотерапии К. Роджерса для исследования эффективности клиентоцентрированного консультирования при активизации личностного роста студентов» представила выпускник кафедры по программе «Психологическое консультирование», магистр психологии, психолог Московской областной общественной организации содействия социальной реабилитации и развитию детей «Солнце для всех», клиентоцентрированный консультант Симонова Ирина Юрьевна.
В докладе были представлены результаты экспериментального исследования одного из вариантов использования шкалы процесса психотерапии К. Роджерса на примере изучения эффективности клиентоцентрированного консультирования как средства активизации личностного роста студентов.
Большое внимание привлек доклад «Фокусинг как метод работы с переживанием» выпускника магистратуры кафедры, ныне аспиранта кафедры, магистра психологии, психолога-консультанта Государственного бюджетного учреждения «Московская служба психологической помощи населению», сертифицированного консультанта PCA EUROPE Жигулиной Марины Андреевны.
В докладе Марина Андреевна представила основные принципы и шаги фокусинга – метода работы с переживанием, основанного на осознании внутренних ощущений, который был открыт и разработан Ю.Джентлином в результате наблюдений за психотерапевтическим процессом.
Интерес аудитории привлек доклад «Клиентоцентрированная психотерапия как психотехническая система» магистранта кафедры, психолога Государственного бюджетного учреждения «Центр поддержки семьи и детства «Планета Семьи»», клиентоцентрированного консультанта Поваляевой Анны Владимировны.
В докладе клиентоцентрированное консультирование и психотерапия рассматриваются через призму структуры методологического знания: от уровня философской методологии к уровню общенаучной методологии, далее от уровня конкретно-научной методологии к уровню процедуры и технике воздействия и исследования этого воздействия посредством анализа единичного случая.
Глубокий научный взгляд был продемонстрирован в докладе «Категориальный строй теоретической психологии: применение в клиентоцентрированном консультировании» магистранта кафедры психологического консультирования факультета психологии Бахтиной Анны Ивановны.
В докладе рассмотрена возможность применения схемы категориального строя теоретической психологии по А.В. Петровскому в клиентоцентрированном консультировании.
В рамках молодежной конференции конгресса бакалавры и магистранты кафедры также представили свои выступления и доклады. Следует отметить, что, по мнению руководителей конференции, наши молодые специалисты активно участвовали в научных дискуссиях и аргументировано отстаивали свою точку зрения. К их выступлениям был проявлен интерес в научной среде столь значительного форума.
В рамках научного конгресса прошли обсуждения участия представителей факультета психологии МГОУ в разработке законодательных документов о психотерапевтической помощи населению России и международных научных исследованиях консультативной практики.
Профессорско–преподавательский состав, выпускники, аспиранты, магистранты и студенты кафедры психологического консультирования факультета психологии ярко и профессионально представили наш факультет и вуз на международном конгрессе. Интерес, активность и мотивация специалистов кафедры и факультета позволяют им сохранить профессиональную идентичность на всех этапах профессионального мастерства и уровнях образования.
Учебное заведение
