Технологии распределенного реестра в госуправлении
В РАНХиГС прошел семинар Центра технологий государственного управления (ЦТГУ) Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС по теме «Правовое регулирование использования технологии распределенного реестра в государственном управлении».
Открывая мероприятие, заместитель директора ЦТГУ ИПЭИ РАНХиГС Елена Добролюбова отметила актуальность тематики распределенных реестров и блокчейна в частности. Успешность технологии, уже активно применяемой в интересах бизнеса, наталкивает на мысль о возможности ее адаптации к нуждам государственного управления, уточнила эксперт.
Ведущий научный сотрудник ЦТГУ Эльвира Талапина рассмотрела правовые основания использования технологий распределенных реестров (ТРР) в государственном управлении. Среди основных проблемных вопросов – выбор типа ТРР для целей госуправления и поиск требуемого перевеса преимуществ от использования ТРР над возникающими рисками. Будучи юридически неурегулированными, ТРР применяются в частном секторе и показывают довольно высокую успешность. Проведенный анализ показал, что с технической точки зрения практически любая государственная функция может быть выстроена в логике распределенного реестра, что сократит коррупцию, повысит прозрачность, обеспечит достоверность и неизменяемость данных. Эльвира Талапина пояснила, что это потребует значительных изменений законодательства, большинство норм которого носят гражданско-правовой характер, и определения возможности применения норм частного права к публично-правовым отношениям.
Механизм защиты прав граждан при применении технологий распределенных реестров в госуправлении проанализировал ведущий научный сотрудник ЦТГУ ИПЭИ РАНХиГС Алексей Ефремов. Многие риски нарушений прав граждан могут быть преодолены с помощью разработки материально-правовых механизмов защиты прав (электронный нотариат, обязательная сертификация системы распределенного реестра до ввода в эксплуатацию). Эксперт добавил, что досудебная (внесудебная) защита может касаться только прав, не связанных с внесением изменений в соответствующие реестры (нарушение сроков регистрации документов, сроков оказания услуг и т.п.). В свою очередь, защита прав, связанных с внесением изменений в соответствующие реестры, может осуществляться только в судебном порядке. При этом, объяснил Алексей Ефремов, необходимо законодательно определиться с тем, какую именно категорию споров образуют подобные конфликты, и какие нормы права будут к ним соответственно применяться.
Доклад младшего научного сотрудника ЦТГУ Ирины Черешневой был посвящен теме «Государственные услуги и технологии распределенных реестров: точки соприкосновения». Одной из центральных проблем здесь является управление идентификацией пользователей, являющихся участниками ТРР. Зарубежная практика, в частности швейцарского города Цуг, демонстрирует более высокую степень доверия при применении суверенной модели управления идентификацией. При такой модели владение и контроль сохраняется за пользователем. Ирина Черешнева подчеркнула, что данный опыт необходимо учесть в процессе российской цифровизации.
Выступления вызвали живую дискуссию, в которой своими мнениями поделились представители Счетной палаты В.Ф. Коломиец и А.Г. Иванченко, сотрудники МГЮА – С.В. Сабаева, ГАУГН –А.А. Антопольский, РАНХиГС – М.С. Захаров, ЦСР – Ю.О. Шкалдова и Аналитического центра при Правительстве РФ – В.Е. Казаков. В работе семинара приняли участие представители Аналитического центра при Правительстве РФ, Министерства экономического развития РФ, научных и экспертных организаций.
Учебное заведение
