В Академии обсудили опыт привлечения иностранных преподавателей и исследователей в российские вузы
В Президентской академии в рамках программы «Приоритет 2030» состоялся круглый стол «Привлечение иностранных преподавателей и исследователей для работы в российских университетах», организованный Управлением международного развития (УМР) РАНХиГС. Участники обсудили практический опыт и преимущества привлечения иностранных исследователей и преподавателей отечественными вузами.
В рамках мероприятия ведущий специалист УМР Академии Анастасия Аипова представила исследование УМР РАНХиГС, посвященное анализу работы по найму иностранных специалистов в высшие учебные заведения трех стран – Китая, Турции и Казахстана – и факторов, которые влияют на привлечение зарубежных коллег. В частности, авторы исследования отметили, что при трудоустройстве для одних исследователей важно оказаться в стране их научных интересов, в то время как для других значительную роль играет культурное наследие и современное развитие общества страны пребывания.
Участники круглого стола также обсудили способы преодоления вызовов, которые возникают при найме иностранных специалистов в российскую высшую школу. Эксперты выделили инструменты адаптации и интеграции в университетскую среду сотрудника-иностранца.
По мнению директора по развитию международного образования и сотрудничества РАНХиГС Ларисы Тарадиной, в процессе взаимодействия вуза и иностранных сотрудников важно учитывать как выгоду, которую получит академическая среда и студенты от привлечения зарубежного специалиста, так и усилия и средства, которые вуз вкладывает в обеспечение его работы.
«Мы должны четко понимать, почему и зачем мы решили пригласить на работу того или иного иностранного специалиста. Нужно стремиться к тому, чтобы иностранные коллеги, приехавшие к нам на работу, меняли академическую ткань университета, влияли на научное и образовательное сообщество, передавая свой профессиональный и культурный опыт. Чтобы нам было легче настраивать совместное взаимодействие и добиваться поставленных задач, необходимо хорошо понимать мотивацию и логику иностранного соискателя», – подчеркнула Лариса Тарадина.
На тему интернационализации корпоративной культуры университетов как важной составляющей приоритетного плана по развитию высшего образования в России обратила внимание руководитель консалтингового агентства «Университеты и маркетинг» Ольга Бакуменко. Ее выступление было посвящено выстраиванию коммуникаций на международном рынке путем цифрового брендинга университетов. Эксперт также отметила важность правильной коммуникации с иностранными соискателями и студентами для преумножения человеческого капитала и создания творческой среды в высшем учебном заведении. Кроме того, своим опытом работы по международному рекрутингу поделилась советник по международной деятельности при ректорате Российского государственного гуманитарного университета Вера Заботкина. По мнению Веры Заботкиной, «совместные международные сетевые образовательные программы остаются важным инструментом привлечения иностранных преподавателей».
Активное участие в работе круглого стола также приняли директор Центра общеакадемических образовательных инициатив ИОРСИ РАНХиГС Инна Газиева, и.о. директора ИГСУ РАНХиГС Руслан Корчагин, проректор РЭУ им. Плеханова Светлана Володина, проректор Алтайского госуниверситета Роман Райкин, заведующая кафедрой Томского госуниверситета Евгения Тихонова, руководитель Фонда наследия русского зарубежья Елена Чернышкова.
Учебное заведение
