В Гостином дворе покажут стереоскопический фильм о дореволюционной России

Фотографии с выставки «От Belle Epoque к революции — история России через стереофотографию 1880–1917 в 3D» (изначально — в 3D)

Слайд-фильм создан учебной лабораторией 3D-визуализации и компьютерной графики МИЭМ НИУ ВШЭ совместно с Фондом Сергея Челнокова на основе стереоскопических фотографий российских фотографов, работавших на рубеже XIX–XX веков. Показ состоится 18 октября в рамках выставки «От Belle Epoque к революции — история России через стереофотографию 1880–1917 в 3D».
Фильм «Человек со стереофотоаппаратом» впервые объединяет ранее не демонстрировавшиеся фотографии из архивов Сергея Челнокова, Николая Шилова, Петра Постникова, Александра Карзинкина, Петра Второва и Владимира Шухова, запечатлевших жизнь эпохи с разнообразных сторон и подчас при драматических исторических обстоятельствах. «Сегодня у нас есть уникальная возможность увидеть мир глазами людей, которые жили в то далекое время, — говорит наследник архива Сергея Челнокова Дмитрий Новиков. — Воспроизведение, казалось бы, навсегда утраченных стереоскопических фотографий прошлого стало возможным благодаря современной проекционной 3D-технологии. Фильм передает непосредственный опыт человека, имеющего возможность свидетельствовать и размышлять с помощью стереофотокамеры».
Все фотографии, составляющие фильм, были оцифрованы и смонтированы в единую сюжетную линию — отражение России до 1917 года — в учебной лаборатории 3D-визуализации и компьютерной графики, на них была наложена музыка. Текста в картине нет по принципиальным соображениям, чтобы не мешать эмоциональному восприятию фотографий. Фильм позволит зрителям при помощи специальных очков виртуальной реальности погрузиться в атмосферу дореволюционной России — от прокладки трамвайных путей и полета первых аэропланов до технических чудес Всемирной выставки в Париже, значимые общественные события, например, открытие памятника Гоголю в Москве. Особое место занимают портреты современников, внесших большой  вклад в российскую культуру и науку.
После показа фильма состоится круглый стол на тему «Визуальная история и память», в котором примут участие в том числе преподаватели ВШЭ.
«Пространство самой выставки условно поделено на три зоны, — рассказывает ведущий инженер учебной лаборатории 3D-визуализации и компьютерной графики МИЭМ НИУ ВШЭ Алексей Ролич. — Зона с классическими стереоскопами для просмотра «объемных фотографий»; зона демонстрации слайд-фильмов; интерактивная зона, в которой при помощи специального мобильного приложения с использованием дополненной реальности посетители могут просматривать стереофотографии в 3D-шлемах виртуальной реальности (на базе смартфона), или распознавать фотографии на выставке с камеры мобильного устройства и получать всю необходимую информацию о конкретной фотографии. Для удобства посетителей на выставке есть мобильные телефоны для общего пользования и шлемы виртуальной реальности (аналог стереоскопа)».
Мобильное приложение разработал выпускник бакалаврской программы МИЭМ НИУ ВШЭ «Фундаментальная информатика и информационные технологии» Андрей Игнатов. В приложении пользователь может просматривать как одинарные фотографии, так и оригинальные стереопары (если у пользователя есть очки виртуальной реальности), получать информацию о них, а также узнавать о событиях Фонда сохранения фотонаследия им. С.В. Челнокова. Приложение доступно для iOS и Android бесплатно.
Дата проведения выставки: 10 сентября – 9 декабря 2017 года, показ фильма — 18 октября в 19.00.
Место: Выставочный зал Гостиного двора 273, ул. Ильинка, д. 4.
Организаторы: Объединение «Манеж» совместно с НИУ ВШЭ и Фондом сохранения фотонаследия им. С.В. Челнокова при поддержке РИО и Фонда «История Отечества».
Стереофотография на рубеже XIX–XX веков выступала и как форма досуга, и как способ  поиска  новой фотографической выразительности. Это связано с тем, что работать со стереокамерой было гораздо проще, нежели с крупноформатными аппаратами, и стоили они значительно дешевле. Стереофотография стала первым шагом в истории любительской фотографии, позволив перейти от статичных изображений к движущимся объектам, привнеся повседневность в фотографию. За более полувека существования стереофотоаппарата менялись камеры, стереопары снимали на металлические пластины, стекло, печатали на бумаге. Однако главный  принцип оставался неизменен: при создании стереофотографии для каждого глаза необходимо сделать отдельное изображение, сняв изображаемый объект с двух разных точек. Расстояние между точками может варьироваться от 10 до 20 сантиметров. Чтобы воспринять эффект объема, требуется дополнительное бинокулярное устройство для просмотра — стереоскоп. В него вставляется стереопара, и при просмотре каждый глаз видит соответствующее ему изображение, за счет этого и достигается стереоскопический эффект.
Поделиться: