В Институте Пушкина обсудят проблемы нарушения навыков письма и чтения у современных детей

15 мая в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина состоится 

VIII международная конференция Российской ассоциации дислексии. Тема конференции 

в этом году – «Чтение в цифровую эпоху».

Нарушения навыков письма и чтения у детей с нормальным слухом и сохранным 

интеллектом – дисграфия и дислексия – относятся к речевым нарушениям. Чтение, 

письмо и письменная речь в целом являются базой для всего школьного обучения. 

Неумение излагать свои мысли устно и письменно снижает успеваемость, 

препятствует усвоению образовательной программы и в итоге формирует стойкую 

негативную реакцию на обучение в школе.

«Несмотря на более чем столетний период исследований, нарушения письменной речи 

пока не могут быть отнесены к изученным проблемам, – считает президент 

Российской ассоциации дислексии и ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая. – 

В научных публикациях нет однозначных, непротиворечивых ответов на вопросы о 

причинах возникновения дислексии и дисграфии, зависимости формирования навыков 

письма и чтения от состояния других психических функций, типологии специфических 

ошибок и их динамике. Педагогическая практика фиксирует потребность в дальнейшей 

разработке диагностического и коррекционного инструментария».

Специалисты сходятся во мнении, что количество детей, страдающих нарушениями 

навыков письма и чтения, растет. «Среди учащихся младших классов 

общеобразовательных школ 25-30% детей при достаточном уровне интеллектуального и 

сенсорного развития имеют нарушения одного из сложнейших видов речевой 

деятельности, а именно чтения. Более 37% учащихся начальных классов переходят в 

среднюю школу с остаточными проявлениями дисграфии, что говорит о трудности ее 

преодоления», – приводит данные исследований доцент МПГУ Анастасия Лагутина.

Повышенное внимание к внешней правильности речи дошкольников и сокращение объема 

дошкольной логопедической помощи привело к тому, что акцент в коррекционной 

работе делается на ликвидации дефектов звукопроизношения, при этом недостаточно 

внимания уделяется формированию функционального базиса чтения и письма. В школах 

слабо учитывается необходимость специального логопедического сопровождения 

процесса становления чтения и письма не только в начальной школе, но и далее на 

этапах средней и старшей школы.

«В системе образования в нашей стране за последнее десятилетие произошли 

существенные изменения, которые затронули и организацию, и содержание обучения 

детей, нуждающихся в особом подходе», – говорит доцент МПГУ Ольга Величенкова. 

Инклюзивное обучение еще находится на стадии становления: не всегда имеется 

кадровая и материальная база для его организации, есть противоречия между 

нормативными документами и реальной образовательной ситуацией.

«Цифровая коммуникация навсегда изменила систему отношений, в том числе и в 

образовании, – считает Маргарита Русецкая. – Традиционная дидактика (как наука о 

том, как всех учить всему) больше не может быть эффективной. Классические 

психолого-педагогические теории и концепции формирования речи у ребенка 

построены на данных изучения детей, которым сегодня примерно 60–70 лет, и потому 

они зачастую просто невалидны применительно к современным детям. Возможно 

поэтому, по данным психологов, чуть ли не каждый ребенок сегодня имеет 

отклонения в развитии. Для дидактики нового цифрового обучения и воспитания 

нужно прописать новые принципы, методы, приемы».

Развитие цифровых технологий дает логопедам новые возможности. «Широко 

обсуждается возможность использования дистанционного обучения, текстового 

редактора, автозамены и автопоиска ошибок на письме, обмена письменными 

сообщениями с логопедом в социальных сетях или использования компьютерных 

программ – тренингов чтения и письма – для коррекции дислексии, дисграфии, – 

отмечает Анастасия Лагутина. – У детей с дислексией снижены способности к 

самостоятельной информационно-познавательной деятельности, что формирует 

негативное отношение к учебе. Развитие и доступность цифровых технологий 

значительно облегчает процесс получения необходимой информации из альтернативных 

чтению источников, например, аудиокниг, видеофильмов или обучающих программ».

На конференции в Институте Пушкина специалисты обсудят новейшие 

междисциплинарные исследования, методики диагностики и коррекции дисграфии и 

дислексии, педагогические практики в инклюзивном и дифференцированном обучении, 

проблемы социокультурной интеграции детей с нарушениями письма и чтения, 

обучение грамоте детей в соответствии с современным образовательным стандартом.  

Участниками конференции станут около 200 специалистов по дислексии и дисграфии 

из Городского методического центра Департамента образования города Москвы, 

Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии имени А.Р. Лурия, 

СПбГПМУ, МГУ им. М.В. Ломоносова,  МПГУ, МГПУ, РГПУ им. А.И. Герцена, школ 

Москвы и других образовательных организаций.

Начало конференции: 15 мая, 11:00 (актовый зал)


Программа


Аккредитация СМИ: pr@pushkin.institute

Российская ассоциация дислексии (РАД) основана в 2004 году. Это некоммерческая 

общественная организация, объединяющая ведущих отечественных специалистов, 

логопедов-практиков, психологов, учителей, родителей. РАД является платформой 

для трансляции передовых научных идей в области изучения нарушений письма и 

чтения, внедрения инновационных логопедических методик в практику дошкольных и 

школьных образовательных учреждений.

Непосредственное участие в организации РАД принимали Евгений Оганесян, Галина 

Чиркина, Маргарита Русецкая, Наталья Свободина, Ольга Иншакова, Александр 

Корнев, Раиса Лалаева. Сегодня в составе Ассоциации более 550 участников: 

научных сотрудников, логопедов, психологов, учителей русского языка, студентов, 

воспитателей, врачей, дефектологов, руководителей учреждений.

Поделиться: