В Институте Пушкина обсудят проблемы нарушения навыков письма и чтения у современных детей
15 мая в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина состоитсяVIII международная конференция Российской ассоциации дислексии. Тема конференции
в этом году – «Чтение в цифровую эпоху».
Нарушения навыков письма и чтения у детей с нормальным слухом и сохранным
интеллектом – дисграфия и дислексия – относятся к речевым нарушениям. Чтение,
письмо и письменная речь в целом являются базой для всего школьного обучения.
Неумение излагать свои мысли устно и письменно снижает успеваемость,
препятствует усвоению образовательной программы и в итоге формирует стойкую
негативную реакцию на обучение в школе.
«Несмотря на более чем столетний период исследований, нарушения письменной речи
пока не могут быть отнесены к изученным проблемам, – считает президент
Российской ассоциации дислексии и ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая. –
В научных публикациях нет однозначных, непротиворечивых ответов на вопросы о
причинах возникновения дислексии и дисграфии, зависимости формирования навыков
письма и чтения от состояния других психических функций, типологии специфических
ошибок и их динамике. Педагогическая практика фиксирует потребность в дальнейшей
разработке диагностического и коррекционного инструментария».
Специалисты сходятся во мнении, что количество детей, страдающих нарушениями
навыков письма и чтения, растет. «Среди учащихся младших классов
общеобразовательных школ 25-30% детей при достаточном уровне интеллектуального и
сенсорного развития имеют нарушения одного из сложнейших видов речевой
деятельности, а именно чтения. Более 37% учащихся начальных классов переходят в
среднюю школу с остаточными проявлениями дисграфии, что говорит о трудности ее
преодоления», – приводит данные исследований доцент МПГУ Анастасия Лагутина.
Повышенное внимание к внешней правильности речи дошкольников и сокращение объема
дошкольной логопедической помощи привело к тому, что акцент в коррекционной
работе делается на ликвидации дефектов звукопроизношения, при этом недостаточно
внимания уделяется формированию функционального базиса чтения и письма. В школах
слабо учитывается необходимость специального логопедического сопровождения
процесса становления чтения и письма не только в начальной школе, но и далее на
этапах средней и старшей школы.
«В системе образования в нашей стране за последнее десятилетие произошли
существенные изменения, которые затронули и организацию, и содержание обучения
детей, нуждающихся в особом подходе», – говорит доцент МПГУ Ольга Величенкова.
Инклюзивное обучение еще находится на стадии становления: не всегда имеется
кадровая и материальная база для его организации, есть противоречия между
нормативными документами и реальной образовательной ситуацией.
«Цифровая коммуникация навсегда изменила систему отношений, в том числе и в
образовании, – считает Маргарита Русецкая. – Традиционная дидактика (как наука о
том, как всех учить всему) больше не может быть эффективной. Классические
психолого-педагогические теории и концепции формирования речи у ребенка
построены на данных изучения детей, которым сегодня примерно 60–70 лет, и потому
они зачастую просто невалидны применительно к современным детям. Возможно
поэтому, по данным психологов, чуть ли не каждый ребенок сегодня имеет
отклонения в развитии. Для дидактики нового цифрового обучения и воспитания
нужно прописать новые принципы, методы, приемы».
Развитие цифровых технологий дает логопедам новые возможности. «Широко
обсуждается возможность использования дистанционного обучения, текстового
редактора, автозамены и автопоиска ошибок на письме, обмена письменными
сообщениями с логопедом в социальных сетях или использования компьютерных
программ – тренингов чтения и письма – для коррекции дислексии, дисграфии, –
отмечает Анастасия Лагутина. – У детей с дислексией снижены способности к
самостоятельной информационно-познавательной деятельности, что формирует
негативное отношение к учебе. Развитие и доступность цифровых технологий
значительно облегчает процесс получения необходимой информации из альтернативных
чтению источников, например, аудиокниг, видеофильмов или обучающих программ».
На конференции в Институте Пушкина специалисты обсудят новейшие
междисциплинарные исследования, методики диагностики и коррекции дисграфии и
дислексии, педагогические практики в инклюзивном и дифференцированном обучении,
проблемы социокультурной интеграции детей с нарушениями письма и чтения,
обучение грамоте детей в соответствии с современным образовательным стандартом.
Участниками конференции станут около 200 специалистов по дислексии и дисграфии
из Городского методического центра Департамента образования города Москвы,
Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии имени А.Р. Лурия,
СПбГПМУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МПГУ, МГПУ, РГПУ им. А.И. Герцена, школ
Москвы и других образовательных организаций.
Начало конференции: 15 мая, 11:00 (актовый зал)
Программа
Аккредитация СМИ: pr@pushkin.institute
Российская ассоциация дислексии (РАД) основана в 2004 году. Это некоммерческая
общественная организация, объединяющая ведущих отечественных специалистов,
логопедов-практиков, психологов, учителей, родителей. РАД является платформой
для трансляции передовых научных идей в области изучения нарушений письма и
чтения, внедрения инновационных логопедических методик в практику дошкольных и
школьных образовательных учреждений.
Непосредственное участие в организации РАД принимали Евгений Оганесян, Галина
Чиркина, Маргарита Русецкая, Наталья Свободина, Ольга Иншакова, Александр
Корнев, Раиса Лалаева. Сегодня в составе Ассоциации более 550 участников:
научных сотрудников, логопедов, психологов, учителей русского языка, студентов,
воспитателей, врачей, дефектологов, руководителей учреждений.
Учебное заведение
Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина
г. Москва
Есть представитель
