В рамках Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ состоялся мастер –класс и круглый стол «Актуальные проблемы религиозного обучения и воспитания»

24 января 2017 г. в рамках проведения Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ кафедра педагогики и методики начального образования педагогического факультета под руководством доктора педагогических наук Светланы Юрьевны Дивногорцевой организовала мастер-класс литовских педагогов «Методические особенности преподавания религии в школах Литвы» и круглый стол: «Актуальные проблемы религиозного обучения и воспитания».
Религия в школах Литвы на законодательном уровне введена в государственные общеобразовательные школы с 1992 года с 1 по 12 классы в объеме 1 часа в неделю. За эти годы литовскими педагогами накоплен богатый опыт преподавания, с которым они делились со студентами педагогического факультета. Отрадно, что старшее поколение учителей в свое время закончили педагогический факультет нашего университета, а молодые учителя получали квалификацию учителя религии уже в Литве, в открывшемся там Институте православного образования и воспитания, который возглавил доктор социологических наук, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Виленской и Литовской епархии священник Сергей Нейфах. Институт продолжает добрые традиции сотрудничества с педагогическим факультетом ПСТГУ, преподаватели которого приезжают в Вильнюс с открытыми гостевыми лекциями.
В работе круглого стола приняли участие ученые из разных городов России, а также Литвы. Открыла заседание доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования ПСТГУ С.Ю. Дивногорцева, которая обратилась к собравшимся с приветственным словом от ординарного профессора Миланского университета профессора П.-Л. Малавази, обозначила проблематику рассматриваемых вопросов. Далее она представила слушателям доклад «Религиозное образование в современной светской школе: проблемы и перспективы». В докладе было обращено внимание на то, что до сих пор в системе государственного профессионального образования отсутствует система подготовки учителей религиозной культуры, что, в свою очередь, не способствует развитию методологии и методики ее преподавания в школе как науки. Существуют проблемы реализации духовно-нравственного потенциала уроков религиозной культуры, экспертизы учебников и проч.
Следующий доклад был подготовлен священником Сергием Нейфахом, который обобщил в своем докладе опыт преподавания уроков религии в общеобразовательных школах Литвы, обозначил имеющиеся успехи и проблемные точки.
Неподдельный интерес слушателей вызвал доклад доктора филологических наук из Томского государственного университета, профессора, советника ректора Анастасии Николаевны Кошечко, обозначивший проблему «быть» или «казаться» в современной интерпретации применительно к вопросам истинной и номинальной духовности.
Важнейшей проблемой религиозного обучения является выстраивание межпредметных связей, и лучшей предметной областью для реализации этой цели является литература. Поэтому следующий доклад был посвящен теме «Мировая литература и проблемы религиозного воспитания личности (на примере раскрытия ценностного пространства рассказа Г. Уэллса "Дверь в стене")», который подготовила доктор филологических наук, профессор Балтийского федерального университета им. И. Канта (г. Калининград) Людмила Григорьевна Дорофеева.
Историко-педагогической тематике, возможностям использования исторического опыта преподавания религии в школе был посвящен доклад молодого преподавателя кафедры педагогики и методики начального образования Татьяны Алексеевны Становской, а о возможностях практической реализации идей религиозного воспитания учащихся рассказал слушателям Бежевец Дмитрий Александрович, кандидат педагогических наук, заместитель директора МБОУ «Шаховская средняя общеобразовательная школа №1 по учебно-воспитательной работе, друг и соработник нашего факультета. 
Поделиться: