В выставочном зале Союза Художников России состоится открытие персональной выставки Михаила Ивановича Курилко

16 марта состоится открытие персональной выставки замечательного русского художника Михаила Ивановича Курилко (1880 – 1969 гг.)– живописца, архитектора, виртуозного мастера станковой графики, отмеченного богатой фантазией театрального художника, оформлявшего драматические и оперные спектакли в театрах Москвы, Ленинграда, Киева и других городов. 

На выставке впервые будут показаны более 200 произведений М.И. Курилко из собрания семьи художника, которые демонстрируют направления его деятельности и охватывают значительный отрезок творческого пути мастера от 1910-х до конца 1940-х годов. Это ранние офорты 1910-х годов, которые обеспечили молодому автору успех в профессиональной среде, драгоценные по своей оригинальной технике работы на пергаменте начала 1920-х годов, живые и эмоциональные рисунки костюмов и декорации? для спектаклей: «Саломея», «Король забавляется», «Красный мак», «Хованщина», «Дума про Опанаса», «Вражья сила», «Каменный цветок», «Аида». Авторские работы подкреплены рядом редких исторических документов также из архива семьи. Они придают зрительному ряду особую значимость и устанавливают связь времен. Наличие документов в семейном архиве органично творчеству Курилко, так как он сам любил достоверные детали истории и отражал их в своих работах. Как философ-наблюдатель драматических событии? того времени он разработал собственную систему пластических решений для своих пронзительных метафорических художественных свидетельств. В его творческом методе сочеталось высокое знание искусства разных эпох, с которыми он находился в постоянном диалоге при обращении к театральным постановкам, и чувство современности. Именно оно позволило ему создать первый советский балет на новую тему – «Красный мак». Это произошло в 1927 году в самом традиционном театре страны – в Большом театре. Новаторское представление об архитектуре здания театра он реализовал, приняв участие в проектировании театра в Новосибирске. Его убедительные монументально-декоративные решения появились в 1938 году в самом знаковом для эпохи экспозиционном комплексе – на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. 

Представленные работы позволяют проследить стилистическую эволюцию художника и тенденции русского изобразительного искусства того времени. Эта линия восходила в 1910-е годы к традиции романтизма и символизма, в начале 1920-х годов отдала дань периоду фантастического реализма, а в 1930-х годах развивалась параллельно с общеевропейской тенденцией романтического реализма, наполненного так называемым «светом тридцатых». Мировоззрение М.И. Курилко определялось кругом художников, с которыми он принимал участие в самых значительных выставках своего времени. Это - Первая Государственная свободная выставка произведении? искусств 1919 года в Петрограде, выставка- конкурс на тему «Великая Русская Революция» 1919 года в залах Академии художеств, 1-я выставка картин Общины художников 1921 года в Петрограде (вместе с О. Бразом, И. Бродским, В. Воиновым, К. Горбатовым, С. Коненковым, Б. Кустодиевым, Д. Митрохиным, С. Чехониным и др.), выставка живописи и скульптуры в саду Народного дома в 1922 году (вместе с А. Гаушем, П. Наумовым, А. Рыловым, П. Филоновым, Р. Френцем и др.), Международная книжная выставка 1922 года во Флоренции (среди участников Ю. Анненков, А. Бенуа, М. Бобышов, М. Добужинский, В. Конашевич, В. Лебедев, А. Остроумова-Лебедева, В. Ходасевич и др.), знаменитая выставка картин петроградских художников всех направлении? в 1923 году в Петрограде, выставка картин объединения художников-реалистов (ОХР) в Москве в 1927 году, выставка «Московские театры Октябрьского десятилетия(1917-1927) в 1928 году в Москве, выставка картин Общества им. А.И. Куинджи в Ленинграде в 1930 году и многие другие. 

После революции в 1919 году Курилко сотрудничал с В. Татлиным и другими мастерами левых направлении? в качестве члена московской Коллегии ИЗО Наркомпроса. 

Среди заслуг Курилко перед отечественной культурой остается, прежде всего, заинтересованная, добросовестная передача знании? молодым художникам, отличавшаяся мудростью и энтузиазмом хранителя профессионального мастерства, которой он начал занимался с 1914 года. Поэтому его вклад в отечественное искусство в полной мере можно назвать культурообразующим. Показательно, что эта выставка происходит в выставочном зале Союза художников России, взявшего на себя инициативу по возвращению творческого наследия Мастера. 

Выставка будет открыта с 17 марта по 1 апреля 2016 года 
Открытие состоится 16 марта в 17.00 в выставочном зале Союза Художников России (Покровка, 37)

Поделиться: