Выпускник психологического вуза перед важным выбором: итоги открытой лекции на факультете практической психологии Шанинки

7 октября на факультете практической психологии Шанинки состоялась открытая лекция на тему «Профессии психологического профиля». Ее провела ст.н.с факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и доцент факультета психологии МВШСЭН, к.псх.н. Вера Пчелинова.

В центре внимания данной лекции находились несколько сотен профессиональных занятий, в которых могут раскрыться склонности и способности нынешних студентов. Вера Пчелинова провела и продолжает проводить большую работу по поиску и учету новых деятельностей, в которых находят себя выпускники психологических факультетов российских вузов. Многие присутствующие на лекции даже не подозревали, в какие экзотические формы деятельности вовлечены из коллеги. Например, некоторые психологи, идя за спросом, существующим на рынке услуг, начинают предъявлять себя как специалистов по оккультизму. При этом в своих сеансах они продолжают пользоваться стандартными психологическими методами, которые будучи представленными в новой рекламной «обертке», показывают большую эффективность.
Грубо говоря, можно выделить три крупные категории профессиональных занятий в сфере психологии: наука, преподавание и практическая психология. Распределение специалистов в трех этих категориях достаточно неравномерно и подчас противоречиво. Так, преподавателей психологии и психологов-практиков заметно больше, чем ученых. Было бы логично, если бы определение профессионализма в трех этих категориях проводилось по специфическим для каждой из них критериям. Например, для оценки уровня психолога-ученого важны научные публикации и индексы цитирования, для психологов-преподавателей – их ораторское и педагогическое мастерство, для психологов-практиков – результативность их помощи клиентам, число клиентов, даже доход от данной деятельности. Однако, в силу сложившихся традиций в большинстве случаев ко всем трем категориям психологов предъявляются требования, выработанные для научной деятельности. Поэтому подчас могут возникать серьезные недоразумения. Например, клиент, нуждающийся в психологической помощи, выбирает психолога на основе его научных достижений и попадает впросак. Или чиновники начинают требовать от популярного и эффективного психолога-практика научных публикаций и тем самым мешают ему заниматься помощью страждущим.

За последние десятилетия вузами РФ подготовлены десятки тысяч психологов. Однако, процесс их профессиональной ориентации находится на очень низком уровне, проводится методами проб и ошибок. Выпускники психологических факультетов практически остаются один на один в своем профессиональном выборе и последующем развитии. Именно поэтому та профориентационная и просветительская деятельность, которой была посвящена лекция В.В. Пчелиновой, крайне важна как для психологического сообщества, так и для рынка труда в целом.

Поделиться: