Высшая школа образования и когнитивных наук МПГУ: центр превосходства
22 апреля в главном корпусе МПГУ состоялась презентация Института «Высшая школа образования и когнитивных наук», которую открыл ректор МПГУ, академик Алексей Семенов. В открытии участвовали также замдиректора Курчатовского института Павел Кашкаров, академик РАО Виктор Болотов, членкор РАО Вадим Петровский, директор Высшей школы образования и когнитивных наук Константин Зискин, другие организаторы и исследователи российского образования. Новый институт должен стать крупнейшей инновационной площадкой для подготовки педагогов нового поколения и проведения исследований в области когнитивистики. В нем будут повышать квалификацию и проходить переподготовку работники образования, открыты 3 магистерские программы: «Педагогика профессионального образования», «Когнитивные исследования в образовании», «Проектирование и оценка образовательных программ и процессов». Из обширного перечня преимуществ нового структурного подразделения университета, о которых рассказали участники презентации, мы выбрали 10. 1. Новая точка роста. Модернизация МПГУв последние три года основана на создании «точек роста», способствующих изменениям во всем университете. Характерный пример – Институт детства, где студентов учат по-новому. Открытие Высшей школы образования и когнитивных наук – еще один шаг в выбранном направлении. 2. Серьезная база. Высшая школа образования и когнитивных наук создана на базе общеуниверситетской кафедры педагогики. Сейчас кафедра встроена в современный образовательный процесс: у преподавателей хватило «окаянства», чтобы перестроить работу в соответствии с новыми научными подходами. 3. Современные исследования. Новый институт объединит всех, кто занимается когнитивными исследованиями в самом МПГУ, в том числе Институте нейронаук и когнитивных исследований, недавно вошедшем в состав университета. Но главное – Высшая школа образования и когнитивных наук станет площадкой для всех, кто занимается когнитивистикой «в городе и мире». 4. Новый язык для педагогики. Представители самых разных наук затрагивают в своих исследованиях проблемы образования, но, как правило, каждый говорит о своем. В новом институте представители разных научных дисциплин выработают для педагогики единый язык и методологию, используя трансдисциплинарный подход вместо привычного междисциплинарного. 5. Уникальные магистерские программы. «Педагогика профессионального образования» - подготовка преподавателей, рассчитана на выпускников непедагогических бакалавриатов. «Когнитивные исследования в образовании» - подготовка исследователей, благодаря которым удастся сделать рывок в образовательной науке, рассчитана на выпускников любых бакалавриатов. «Проектирование и оценка образовательных программ и процессов» - программа профессионального роста для работающих учителей. 6. Сильные партнеры. В числе партнеров нового института – НИИ формальной физиологии РАМН, есть договоренности о сотрудничестве с лабораторией психофизиологии Института психологии РАН и другими организациями. Ключевой партнер - Курчатовский институт, ставший центром развития когнитивных исследований в России. Павел Кашкаров назвал создание Высшей школы образования и когнитивных наук «блестящей идеей»: «Курчатовский институт готов с ней сотрудничать, это будет неплохой альянс!» 7. Матетика как новая основа образования. Матетика в понимании Коменского – это наука, искусство и технология учения. С ее помощью предстоит переосмыслить педагогику, традиционно основанную на дидактике, и посмотреть на проблемы учения с позиции не только учителя, но и ученика. Лучшему пониманию того, как человек учится и учит, поможет и наследие Льва Выготского – профессора МПГУ, 120-летие которого будет отмечаться в ноябре 2016 года. 8. Сквозная стажировка и тотальная практика. Студенты и слушатели всех программ Высшей школы образования и когнитивных наук с первых дней обучения идут на практику. Например, в рамках годичной программы переподготовки, превращающей выпускников непедагогических бакалавриатов в высококлассных педагогов, предусмотрена стажировка не менее чем в трех разных школах. Для каждого слушателя разрабатывается индивидуальный ученый план, и к каждому прикрепляется персональный наставник-тьютор. Во все программы включены тренинги, посвященные softskills, развитию эмоционального интеллекта и командообразованию. 9. Ежемесячный научный семинар. На традиционном открытом семинаре рассматриваются проблемы когнитивных и других исследований в образовании. Первый семинар, посвященный матетике Коменского, состоялся в феврале 2016 года и привлек внимание известных в России и в мире исследователей образования. 10. Педагогический коворкинг. В Высшей школе образования и когнитивных наук появится педагогический коворкинг – общее пространство и специально оборудованный центр, куда могут прийти студенты и слушатели, профессора и учителя, родители, чтобы в неформальной обстановке обсудить исследования и практику образования.Учебное заведение
Московский педагогический государственный университет
г. Москва
Есть представитель
