Выступление ректора Института Пушкина на Совете ректоров

17 марта состоялось заседание Совета ректоров Москвы и Московской области. На нем выступила ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Русецкая.

Маргарита Николаевна подчеркнула, что прошлый год оказался беспрецедентным в плане получения нового опыта – профессионального, управленческого, коммуникационного, личностного. Совет ректоров работал оперативно и эффективно, в тесном взаимодействии с властями города и полным составом. В будущем также было бы полезно не только работать президиумом и в комиссиях, но больше вопросов выносить на всеобщее обсуждение.

Инструментом управления ситуацией снова выступили мониторинги, которые показали: главным негативным, стрессовым фактором в пандемию стало отсутствие личных контактов живого общения. Сейчас ситуация нормализуется, все с энтузиазмом ожидают полноценного возвращения в аудитории, возможности пребывания в университетской среде. «И это потребует не только продолжения решения традиционных вопросов, но и осмысления новых задач организации воспитательной деятельности. Тем более в законодательной базе произошли значительные изменения», – напомнила ректор Института Пушкина.

С 1 сентября 2020 года действует поправка к закону «Об образовании в Российской Федерации», которая определяет воспитание как неотъемлемую часть образования и содержит требования к образовательным организациям, в том числе к вузам, о необходимости разработки программ  воспитательной деятельности как части образовательной программы бакалавриата и специалитета.

Вузы должны разработать цели, задачи воспитательной работы, ее методические формы, организационные основы, календарный план реализации. Таким образом, сейчас закладывается система, результаты  которой потом будут оцениваться в рамках мониторинга эффективности деятельности вузов.

Маргарита Русецкая рассказала: «Определений воспитания множество, оно дано и в законе об образовании. Вместе с тем четко нигде не сказано, на какой возрастной период распространяется воспитание. Психологи говорят, что воспитание человека возможно только до трех лет. Педагоги чуть более оптимистичны, они считают, что воспитание возможно до 12-14 лет, – периода формирования личности. Мы исходим из того, что воспитание – неотъемлемая часть образования, и если сегодня реализуется  концепция «образование на протяжении всей жизни», то и воспитание должно происходить на протяжении всей жизни. Но и образование, и воспитание на каждом этапе жизненного пути человека имеет свою специфику. По мнению специалистов, воспитание взрослых требует особых усилий, и это кратно сложнее воспитания детей. С одной стороны, воспитание – результат взаимодействия генетических факторов, семьи и окружения, социума. Студент – самостоятельная сложившаяся личность, что-либо формировать у студента помимо его воли и интересов невозможно. С другой стороны, мы понимаем, что есть молодые люди, для которых в юном возрасте задача воспитания оказалась не реализованной со стороны социума, взрослых по тем или иным негативным обстоятельствам».

По словам ректора Института Пушкина, студенты современного вуза – это представители разных государств, общественных и политических укладов, экономических формаций и религиозных конфессий. Множество факторов определяет систему ценностей студентов, взрослых людей, и делает задачу формирования единой цели воспитания в условиях вузовского обращовпния крайне трудновыполнимой. Поэтому Маргарита Николаевна предложила вузам объединить усилия: «Будет довольно странная ситуация, если мы разойдемся в принципиальных подходах к решению этой задачи. Нужно подумать о помощи профильных вузов, коллег, где есть кафедры обучения и воспитания взрослых людей, чтобы они дали ориентиры. Уже сейчас можно предложить и рассмотреть несколько основных направлений».

Главная задача высшего образования – подготовка профессионалов, элиты соответствующих отраслей. Ректор Института Пушкина уверена, что это и должно стать целью воспитательной работы со студентами, включая вопросы профессиональной этики, работы в коллективе, организационной культуры. «Это то, что действительно работает на повышение качества профессионального образования и то, что мы можем сделать частью образовательной программы, а самое главное – измерить, – подчеркнула Маргарита Русецкая. – Важнейшие базовые профессиональные компетенции – это коммуникация, работа с информацией, саморазвитие, работа в коллективе».

Национальное агентство развития квалификаций сейчас разрабатывает описание этих компетенций и инструменты для диагностики и оценки. Институт Пушкина участвует в этой работе в рамках проекта «Компетенции XXI века». Таким образом результат воспитания этих профессионально важных личностных качеств будет доступен для измерения и оценки и отвечать государственной задаче в части кадровой работы.

«Возьмем сферу воспитания качеств, которые необходимы для профессиональных элит. Прежде всего это вопросы качества коммуникации на русском языке, это  кругозор, владение нематериальным культурным наследием: знание литературы, живописи, готовность к просветительской деятельности. Каждому человеку будет полезно и понятно воспитание в себе этих качеств, каждый специалист должен быть лучшим представителем своей отрасли, в том числе должен уметь ясно и интересно рассказать о своей профессии, достижениях и задачах отрасли», – отметила ректор Института Пушкина.

Маргарита Русецкая считает, что необходимо удержаться от соблазна сразу составить план воспитательной работы по всем направлениям , поедложенным в статье  закона, ведь она едина и для детских садов, и школ, и колледжей. «Мне сложно представить план мероприятий, который бы мог все это сформировать у нашего контингента, а самое главное, измерительную шкалу, которая позволила бы сказать, что мы добились конкретного воспитательного результата, и он измеряем в объективных показателях, – сказала ректор в своем выступлении. Мы не можем автоматически подменить воспитательную работу организацией досуговой деятельности, поскольку напомню еще раз: программа воспитания и план работы – это часть образовательной программы. Нельзя автоматически считать участниками воспитательной программы всех, кто поет в хоре или играет в футбольной команде вуза, хотя само по себе это очень важно и нужно. Что касается воспитания профессионала, это понятный нам процесс, измеримый и отвечающий интернациональным подходам».

В своем выступлении Маргарита Николаевна напомнила коллегам, что 16 марта в третьем чтении Государственной думой приняты поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся просветительской деятельности. Ставится задача активного вовлечения в просветительство преподавателей и студентов. И эта работа также может быть связана с профессиональным воспитанием в вузе. В этом может помочь Всероссийское общество «Знание», которое реорганизовано пять лет по указу Президента РФ. Задачи общества  тесно пересекаются с задачами воспитания, и вузы могут плодотворно сотрудничать с ним в этом направлении, привлекая к просветительству и преподавателей, и студентов.

Отделения «Знания» есть в каждом регионе, в Москве региональное отделение с 2018 года действует на базе Института Пушкина. Маргарита Русецкая как руководитель московского отделения общества «Знание» призвала вузы к сотрудничеству.
«Национальное агентство развития квалификаций, общество «Знание», все это наши партнеры, за которыми – универсальные ресурсы, поддерживаемые государственными программами и дающие нам прекрасный контент и измеримые показатели воспитательной и просветительской работы в вузе», – обратила внимание коллег Маргарита Николаевна в завершение своего выступления.

Поделиться: