Этот курс раскрывает психоаналитический взгляд на процесс развития психики, формирование структуры личности и типы характеров. Показывает взаимосвязь ранних неудовлетворенностей, фрустраций и детских травм на структуре личности, способах ее бытия, основных жизненных проблемах и сценариях. Ведь не зря говорят, что «характер – это и есть судьба».
На этом курсе Вы:
Познакомитесь:
• С основными психоаналитическими понятиями и концепциями;
• C причинно-следственными связями между условиями раннего детства и последующим развитием;
• С закономерностями формирования личности и причинами ее психопатологии.
Содержание программы:
Модуль 1:
Принципы и механизмы психической жизни (8 ч.)
• Объективная и психическая реальность. Принципы психической жизни.
• Первичные и вторичные психические процессы. Переход от аффекта к слову.
• Экономика и динамика психической жизни. Влечения, конфликты и тревоги.
• Защитные механизмы психики, их виды и смысл.
• Организаторы психики и их влияние на формирование уровня психического функционирования (депрессивная позиция и Эдипов конфликт).
• Этапы психосексуального развития. Задачи и достижения каждого этапа.
• Две линии психического развития: нарциссическая и объектная. Их нарушения и влияния на взрослую жизнь.
Модуль 2:
Психоаналитическая диагностика: анализ структуры личности (8 ч.)
• Что движет психическим развитием и что его определяет.
• Психологические и психические проблемы как результат неуспешного решения возрастных задач. Как это влияет на взрослую жизнь.
• Последствия искажений и задержек психического развития.
• Уровни развития организации личности и психического функционирования.
• Характеристики структуры личности невротического, пограничного и психотического уровней. Природа основного конфликта, защитные механизмы, характер объектных отношений, психопатология.
• Взаимосвязь уровня организации личности и уровня функционирования личности. Основные симптомы и жалобы.
• Путь психического развития: от детского к взрослому, от инфантильного к зрелому. Характеристики инфантильного мышления и зрелого отношения к жизни. Определение психического здоровья.
Модуль 3:
Психоаналитическая диагностика: определение типов характера (24 ч.)
• Классификация характеров с точки зрения нескольких подходов (теории драйвов, Эго-психологии и механизмов защиты, теории объектных отношений, Сэлф-психологии).
• Характер, патология характера и ситуативный контекст.
• Типы организации характеров: нарциссический, истерический, депрессивный, мазохистический, обсессивно-компульсивный, психопатический, шизоидный, параноидный.
• Исследование каждого типа характера с точки зрения центральной проблемы индивида, характерного переживания тревоги и защитных процессов, основного конфликта развития, способности к объектным отношениям и ощущения собственного «Я».
• Механизмы депрессии, основные проявления. От переживания депрессии к работе горя.
• Особенности работы и терапевтические рекомендации для клиентов с каждым типом характера.
Психоаналитическая диагностика: определение типов характера (24 ч.)
• Классификация характеров с точки зрения нескольких подходов (теории драйвов, Эго-психологии и механизмов защиты, теории объектных отношений, Сэлф-психологии).
• Характер, патология характера и ситуативный контекст.
• Типы организации характеров: нарциссический, истерический, депрессивный, мазохистический, обсессивно-компульсивный, психопатический, шизоидный, параноидный.
• Исследование каждого типа характера с точки зрения центральной проблемы индивида, характерного переживания тревоги и защитных процессов, основного конфликта развития, способности к объектным отношениям и ощущения собственного «Я».
• Механизмы депрессии, основные проявления. От переживания депрессии к работе горя.
• Особенности работы и терапевтические рекомендации для клиентов с каждым типом характера.
Модуль 4:
От диагностики к стратегии и тактике работы с клиентом в терапии (8 ч.)
• Алгоритм диагностики: анализ жалоб и симптомов клиента, выявление его жизненных сценариев, характерных моделей поведения, конфликтов и потребностей. Формулирование запроса, определение задач терапии и тактики работы.
• Модели и техники терапии для клиентов с разной структурой личности.
• Работа с переносом и контрпереносом. Зачем нужен перенос, что за ним скрывается и как с ним работать. Искусство интерпретаций. Реакции клиента на интерпретацию и ее эффекты.
• Выбор кадра, составление контракта.
• От консультации к длительной терапии. Условия, результаты, сроки. Возможности и ограничения.
Бонус:
По окончании курса 4 часа – практикум, разбор кейсов участников.
Адрес:
129366, г. Москва, ул. Ярославская, 13 (здание Института психологии РАН)