Задачи программы:
•Научиться интегрировать свой подход, в котором работает данный специалист в сэндплей;
•Научиться составлять свои собственные упражнения и занятия;
•Научиться вести протоколы при работе с определенным запросом семьи, учитывая поставленные гипотезы.
Результат обучения:
В результате обучения каждый участник научится и сможет:
•Использовать песочницу как инструмент глубокого погружения в систему семьи, используя свой основной подход в работе;
•Самостоятельно разрабатывать авторские упражнения на песке, испытав при этом восторг от инсайта;
•Модифицировать традиционные техники консультирования, коррекции, развития средствами сэндплей;
•Работая с собственным внутренним миром, повышать свой творческий потенциал, что будет способствовать профилактике профессионального выгорания;
•Строить собственную консультативную практику в песочнице пошагово.
Содержание программы:
Блок: Теоретические основы сэндплей
Содержание и пространство в сэндплей
Содержание:
Занятие 1:
1.Самопрезентация с помощью сендплей.
2.История становления и сущность метода сэндплей:
— Вклад юнгианской школы и отечественных психологов в развитие песочной терапии (теория квадрантов).
3.Почему песок?
4.Категория содержания по теории Б. Тёрнер:
— Работа с помощью Анализа по категории содержание песочной композиции;
— Песок как содержание сэндплей (сакральность песка, свойства сухого и сырого песка, добавление воды, грязь и затопленная песочная картина, ландшафт песочных композиций);
— Символическое содержание фигурок (количество фигурок, фигурки фантазийные, с архетипическим содержанием, повторяющиеся фигурки и т.д.).
5.Организация работы в сэндплей – кабинете:
— Коллекция фигурок (подходы к символике);
— Упражнение «Символика материала».
6.Принцип «контейнирования» по Вильфреду Биону.
Практикум:
— Работа с авторскими песочными композициями (упражнение «Самопрезентация).
Занятие 2:
Пространство, Движение и аффективность в сэндплей
Содержание:
1.Работа с помощью Анализа по категории пространства, движения и аффективности песочной композиции.
2.Категория пространства:
— Вертикальные и горизонтальные оси;
— Центр песочницы, констелляция Самости, манифестация Самости в сендплей;
— Месторасположение фигурок при создании песочных композиций;
— Движение в психическом пространстве и т.д.
3.Категория движения:
— Энергия «Е»;
— Перемещение фигурок при создании композиций;
— Движение в психическом пространстве клиента.
4.Категория аффективности в сэндплей:
— Аффективное ядро символа;
— Аспекты аффективности в сэндплей.
Практикум:
— Построение песочной композиции — «Мой мир». Работа с Анализом.
Блок: Индивидуальная работа с родителями:
Занятие 3:
Индивидуальная работа по запросу
Содержание:
1.Знакомство родителей с техникой сэндплей:
— Введение в мир сэндплей как техники работы психолога.
2.Нейробиология и песочная терапия:
— Как тело вовлекается при работе в песке; работа с жесткими установками, стереотипами мышления, иррациональными установками и шаблонами;
— Часто встречаемые жалобы родителей: чувство вины, бессилие при воспитании, неэффективные стили коммуникации в семье и т.д. Формы и виды запросов при работе с родителями.
3.Сопротивление родителей:
— Причины сопротивлений при работе с песочными композициями.
4.Значимость первой песочной композиции.
5.Жесткие правила в сэндплей.
6.Применение САМП (Субъективный Анализ Методом Погружения) по методике Барбары Тёрнер.
7.Практика ведения протокола во время построения песочных композиций:
— Протокол по Б. Тернер;
— Протокол по Зинкевич – Евстигнеевой (энергоинформационное поле песочной композиции; идея песочной композиции; сюжет; конфликтное содержание; ресурсное содержание; значимые элементы ландшафта; значимые фигуры).
Практикум:
— Построение диагностической песочной композиции – «Моя родительская мечта».
— Работа в парах: «Клиент» и «Терапевт».
— Заполнение протоколов по песочным композициям и САМП.
Занятие 4:
Работа с травмой
Содержание:
1.Понятие травмы и принципы работы:
— Особенности травм у взрослых;
— Специфика психической травмы в детском возрасте. Основные теоретические подходы к данной проблеме; влияние индивидуальных особенностей ребенка на переживание психической травмы.
2.Возрастные кризисы как переживание травмы («Древо Иггдрасиль в песочной терапии» — Гаврик А.В., Ратникова Е.В.).
3.Доречевые травмы в детстве, депривация, которые накапливаются как «снежный ком» в жизни человека.
4.Возможности психологической помощи при травмах методом сэндплей:
— Техника «Яйцо травмы» — авторская разработка известного педагога, психотерапевта, теоретика и автора собственного метода становления уравновешенной личности Мэрилин МЮРРЕЙ;
— Техника «Тело»;
— Техника в двух песочницах; (эмоциональные полярности).
Практикум:
— Техника из Нарративной практики Майкла Уайта – «Экстернализация».
— Разработка упражнений для работы с травмой.
Блок: Работа с детьми и подростками:
Занятие 5:
Возможности диагностики и развития познавательных процессов для детей дошкольного и младшего школьного возраста при помощи игр на песке
Содержание:
1.Сущность познавательных процессов и организация работы в песке в рамках ФГОС:
-Понятия: Педагогика, Дидактика, Обучение и Образование.
2.Этапы развития мышления ребенка.
3.Почему же песок?
4.Знакомство родителей с методом сэндплей:
— Включение родителей в процесс работы ребенка.
5.Возможности применения диагностики в песочнице:
— Развитие и диагностика речи в играх и сказках на песке;
— Развитие и диагностика математических представлений у дошкольников;
— Развитие и диагностика интереса к окружающему миру;
— Развитие социально-коммуникативной сферы.
6.Подготовка ребенка к школе:
— Понятие УУД (универсальных учебных действий);
— Диагностика готовности ребенка к обучению в школе.
7.Стребелева Е.А. – показ диагностики в песочнице.
Практикум:
— Разработка диагностических упражнений для познавательной сферы: речь, память, мышление, внимание, воображение, математические представления.
Занятие 6:
Диагностика и развитие эмоционально-волевой сферы для детей дошкольного и младшего школьного возраста при помощи игр на песке
Содержание:
1.Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного, младшего школьного возраста и подростков:
— Возрастная обусловленность дизонтогении (В.В. Ковалева);
— Защитные механизмы (Никольская и Грановская);
— Возрастные нормативы развития (Рут Боуэр);
— Показатели нарушения у детей старше пяти лет (Джери Граббас).
2.Развитие эмоционального интеллекта.
3.Формирование произвольного поведения, способности управлять своими эмоциями и поведением в играх на песке.
4.Развитие социально-коммуникативной сферы.
5.Возможности применения диагностики эмоционально – волевой сферы ребенка, подростка:
— Диагностика методом сэндплей (Тесть Шарлотты Бюлер);
— Наличие страхов, тревожных состояний;
— Поведенческие проблемы (агрессия, злость, гнев и т.д.);
— Защитные механизмы – автоматизмы;
— Дефициты раннего развития и т.д.;
— Внутренняя позиция школьника при поступлении в 1 класс.
Практикум:
— Разработка диагностических и коррекционно-развивающих упражнений по эмоциональной сфере у дошкольников, детей младшего школьного возраста и подростков.
Занятие 7:
Организация коррекционно-развивающих индивидуальных игр на песке с дошкольниками, младшими школьниками и подростками
Содержание:
1.Игровые технологии:
— Понятие «коррекционно-развивающих игр на песке»;
— Игровые технологии по Г.К. Селевко;
— Чем отличается игра от упражнения;
— Многофункциональные игры на песке с детьми норматипичными и детьми с особенностями в развитии;
— Классификация игр для использования в песочнице (по Н.А. Сакович, Т. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. Грабенко);
— Психопрофилактические игры для подростков («Заяц», «Темные братья»- ПАФ).
Практикум:
— Разработка упражнений по развитию эмоциональной сферы у дошкольников, детей младшего школьного возраста и подростков с использованием игровых технологий.
Блок: Групповая работа
Занятие 8:
Групповая работа
Содержание:
1.Понятие группа/ динамика группы/ виды групп/ групповые задачи:
— Групповое психологическое консультирование (по Ирвину Ялому);
— Базовые методы групповой работы;
— Способы поведения в конфликте – Томас Киллмен.
2.Работа психолога:
— С группой детей дошкольного, младшего школьного возраста, подростками;
— По разрешению конфликтов (педагогических, производственных);
— Тема правил и границ в группе.
3.Протокол групповой работы (Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева).
Практикум:
— Групповая работа – «Наша учебная группа»;
— Японская техника;
— Разработка групповых занятий с детьми, подростками и взрослыми.
Занятие 9:
Групповые игры на песке с семьями
Содержание:
1.Семья – как система, как единый организм:
— Особенности работы с семьей в сэндплей (разрешение сложных ситуаций в детско-родительских отношениях, семейных конфликтов);
— Партнерские отношения родителей и специалиста (комплаенс);
— Семья – как система контейнеров;
— Психосоматика в семье.
2.Техники консультирование и диагностики семьи с помощью сэндплей:
— Работа в рефлексивной команде (РК);
— Незаконченные предложения как диагностика (Тест Сакса Леви);
— «Родительский семинар» (А.С. Спиваковская);
— «Семейная фотография» (К. Андерсон и Э. Мэлл);
— «Остров решений» — Коучинговая игра (Гаврик А.В.);
— «Серийные песочные композиции и рассказы» (модификация по методике Никольской И.М.);
— «Сядем у песочницы рядком, да поговорим ладком» ((Гаврик А.В.);
— Работа со сказкой (Л.Б. Фесюкова);
— «Арт-альбом в песочнице».
3. Пример из практики работы с семьей — 7 встреч.
4. Работа с протоколом при работе с семьей.
Практикум:
— Разработать инструкцию к сказке для семьи на темы: «Сепарация», «Драчливость», «Развод», «Страх», «Опять двойка» «Потеря», «Праздник» и др.
Занятие 10:
Работа с семьями по запросу
Содержание:
1.Алгоритм работы с родителями:
— Что такое «Жалоба» и «Запрос». В чем отличие;
— Как подвести родителей к формулированию четкого, предметного запроса (рабочего запроса);
— Что такое необоснованные ожидания и как не попасть на родительские разочарования.
2.Подбор диагностических методик и заключение договора с родителями.
3.Особенности работы с семьей в онлайн при использовании песочницы.
Практикум:
Отработка реального случая по ролям с анамнезом:
1. Сформулировать рабочий запрос из жалобы родителей;
2. Разработать одно диагностическое и коррекционно-терапевтическое упражнение для данной семьи с помощью техники сэндплей.
Блок: Идеи и модификации в песочнице
Занятие 11:
Идеи и модификации
Содержание:
1.Принципы интеграции и модификации в сэндплей.
2.Понятие Психогеометрии:
— Работа с песочницами разной формы и цвета (круглые, прямоугольные, квадратные);
— Коучинговые игры и упражнения в треугольной песочнице.
3.Применение в работе кинестетического, цветного и мокрого песка.
4.Цветные бортики.
5.Понятие мандалы в песочнице.
6.Пустая песочница, перевернутая песочница.
7.Метафорические ассоциативные карты и художественные открытки в сэндплей.
8.Сказка на расставание с клиентом после окончания работы в сэндплей.
Практикум:
— Упражнение «Моя эмоция».
— Упражнение «Групповая мандала.
— Упражнение «Внутренняя игра».
— «Я – клумба».
Адрес:
129366, г. Москва, ул. Ярославская, 13 (здание Института психологии РАН)