Песочница для психолога: диагностика, коррекция, терапия / Высшая школа психологии

Песочница для психолога: диагностика, коррекция, терапия

Высшая школа психологии

г. Москва Есть представитель
Banner 3
Banner 4
Banner 5

Рейтинги вузов

Глобальный сводный рейтинг лучших учебных заведений России

Лучшие программы вузов

Самые востребованные учебные программы

Подбор по профессии

Мы определим, какая профессия подойдет под ваши таланты

Задачи программы: •Научиться интегрировать свой подход, в котором работает данный специалист в сэндплей; •Научиться составлять свои собственные упражнения и занятия; •Научиться вести протоколы при работе с определенным запросом семьи, учитывая поставленные гипотезы. Результат обучения: В результате обучения каждый участник научится и сможет: •Использовать песочницу как инструмент глубокого погружения в систему семьи, используя свой основной подход в работе; •Самостоятельно разрабатывать авторские упражнения на песке, испытав при этом восторг от инсайта; •Модифицировать традиционные техники консультирования, коррекции, развития средствами сэндплей; •Работая с собственным внутренним миром, повышать свой творческий потенциал, что будет способствовать профилактике профессионального выгорания; •Строить собственную консультативную практику в песочнице пошагово. Содержание программы: Блок: Теоретические основы сэндплей Содержание и пространство в сэндплей Содержание: Занятие 1: 1.Самопрезентация с помощью сендплей. 2.История становления и сущность метода сэндплей: — Вклад юнгианской школы и отечественных психологов в развитие песочной терапии (теория квадрантов). 3.Почему песок? 4.Категория содержания по теории Б. Тёрнер: — Работа с помощью Анализа по категории содержание песочной композиции; — Песок как содержание сэндплей (сакральность песка, свойства сухого и сырого песка, добавление воды, грязь и затопленная песочная картина, ландшафт песочных композиций); — Символическое содержание фигурок (количество фигурок, фигурки фантазийные, с архетипическим содержанием, повторяющиеся фигурки и т.д.). 5.Организация работы в сэндплей – кабинете: — Коллекция фигурок (подходы к символике); — Упражнение «Символика материала». 6.Принцип «контейнирования» по Вильфреду Биону. Практикум: — Работа с авторскими песочными композициями (упражнение «Самопрезентация). Занятие 2: Пространство, Движение и аффективность в сэндплей Содержание: 1.Работа с помощью Анализа по категории пространства, движения и аффективности песочной композиции. 2.Категория пространства: — Вертикальные и горизонтальные оси; — Центр песочницы, констелляция Самости, манифестация Самости в сендплей; — Месторасположение фигурок при создании песочных композиций; — Движение в психическом пространстве и т.д. 3.Категория движения: — Энергия «Е»; — Перемещение фигурок при создании композиций; — Движение в психическом пространстве клиента. 4.Категория аффективности в сэндплей: — Аффективное ядро символа; — Аспекты аффективности в сэндплей. Практикум: — Построение песочной композиции — «Мой мир». Работа с Анализом. Блок: Индивидуальная работа с родителями: Занятие 3: Индивидуальная работа по запросу Содержание: 1.Знакомство родителей с техникой сэндплей: — Введение в мир сэндплей как техники работы психолога. 2.Нейробиология и песочная терапия: — Как тело вовлекается при работе в песке; работа с жесткими установками, стереотипами мышления, иррациональными установками и шаблонами; — Часто встречаемые жалобы родителей: чувство вины, бессилие при воспитании, неэффективные стили коммуникации в семье и т.д. Формы и виды запросов при работе с родителями. 3.Сопротивление родителей: — Причины сопротивлений при работе с песочными композициями. 4.Значимость первой песочной композиции. 5.Жесткие правила в сэндплей. 6.Применение САМП (Субъективный Анализ Методом Погружения) по методике Барбары Тёрнер. 7.Практика ведения протокола во время построения песочных композиций: — Протокол по Б. Тернер; — Протокол по Зинкевич – Евстигнеевой (энергоинформационное поле песочной композиции; идея песочной композиции; сюжет; конфликтное содержание; ресурсное содержание; значимые элементы ландшафта; значимые фигуры). Практикум: — Построение диагностической песочной композиции – «Моя родительская мечта». — Работа в парах: «Клиент» и «Терапевт». — Заполнение протоколов по песочным композициям и САМП. Занятие 4: Работа с травмой Содержание: 1.Понятие травмы и принципы работы: — Особенности травм у взрослых; — Специфика психической травмы в детском возрасте. Основные теоретические подходы к данной проблеме; влияние индивидуальных особенностей ребенка на переживание психической травмы. 2.Возрастные кризисы как переживание травмы («Древо Иггдрасиль в песочной терапии» — Гаврик А.В., Ратникова Е.В.). 3.Доречевые травмы в детстве, депривация, которые накапливаются как «снежный ком» в жизни человека. 4.Возможности психологической помощи при травмах методом сэндплей: — Техника «Яйцо травмы» — авторская разработка известного педагога, психотерапевта, теоретика и автора собственного метода становления уравновешенной личности Мэрилин МЮРРЕЙ; — Техника «Тело»; — Техника в двух песочницах; (эмоциональные полярности). Практикум: — Техника из Нарративной практики Майкла Уайта – «Экстернализация». — Разработка упражнений для работы с травмой. Блок: Работа с детьми и подростками: Занятие 5: Возможности диагностики и развития познавательных процессов для детей дошкольного и младшего школьного возраста при помощи игр на песке Содержание: 1.Сущность познавательных процессов и организация работы в песке в рамках ФГОС: -Понятия: Педагогика, Дидактика, Обучение и Образование. 2.Этапы развития мышления ребенка. 3.Почему же песок? 4.Знакомство родителей с методом сэндплей: — Включение родителей в процесс работы ребенка. 5.Возможности применения диагностики в песочнице: — Развитие и диагностика речи в играх и сказках на песке; — Развитие и диагностика математических представлений у дошкольников; — Развитие и диагностика интереса к окружающему миру; — Развитие социально-коммуникативной сферы. 6.Подготовка ребенка к школе: — Понятие УУД (универсальных учебных действий); — Диагностика готовности ребенка к обучению в школе. 7.Стребелева Е.А. – показ диагностики в песочнице. Практикум: — Разработка диагностических упражнений для познавательной сферы: речь, память, мышление, внимание, воображение, математические представления. Занятие 6: Диагностика и развитие эмоционально-волевой сферы для детей дошкольного и младшего школьного возраста при помощи игр на песке Содержание: 1.Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного, младшего школьного возраста и подростков: — Возрастная обусловленность дизонтогении (В.В. Ковалева); — Защитные механизмы (Никольская и Грановская); — Возрастные нормативы развития (Рут Боуэр); — Показатели нарушения у детей старше пяти лет (Джери Граббас). 2.Развитие эмоционального интеллекта. 3.Формирование произвольного поведения, способности управлять своими эмоциями и поведением в играх на песке. 4.Развитие социально-коммуникативной сферы. 5.Возможности применения диагностики эмоционально – волевой сферы ребенка, подростка: — Диагностика методом сэндплей (Тесть Шарлотты Бюлер); — Наличие страхов, тревожных состояний; — Поведенческие проблемы (агрессия, злость, гнев и т.д.); — Защитные механизмы – автоматизмы; — Дефициты раннего развития и т.д.; — Внутренняя позиция школьника при поступлении в 1 класс. Практикум: — Разработка диагностических и коррекционно-развивающих упражнений по эмоциональной сфере у дошкольников, детей младшего школьного возраста и подростков. Занятие 7: Организация коррекционно-развивающих индивидуальных игр на песке с дошкольниками, младшими школьниками и подростками Содержание: 1.Игровые технологии: — Понятие «коррекционно-развивающих игр на песке»; — Игровые технологии по Г.К. Селевко; — Чем отличается игра от упражнения; — Многофункциональные игры на песке с детьми норматипичными и детьми с особенностями в развитии; — Классификация игр для использования в песочнице (по Н.А. Сакович, Т. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. Грабенко); — Психопрофилактические игры для подростков («Заяц», «Темные братья»- ПАФ). Практикум: — Разработка упражнений по развитию эмоциональной сферы у дошкольников, детей младшего школьного возраста и подростков с использованием игровых технологий. Блок: Групповая работа Занятие 8: Групповая работа Содержание: 1.Понятие группа/ динамика группы/ виды групп/ групповые задачи: — Групповое психологическое консультирование (по Ирвину Ялому); — Базовые методы групповой работы; — Способы поведения в конфликте – Томас Киллмен. 2.Работа психолога: — С группой детей дошкольного, младшего школьного возраста, подростками; — По разрешению конфликтов (педагогических, производственных); — Тема правил и границ в группе. 3.Протокол групповой работы (Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева). Практикум: — Групповая работа – «Наша учебная группа»; — Японская техника; — Разработка групповых занятий с детьми, подростками и взрослыми. Занятие 9: Групповые игры на песке с семьями Содержание: 1.Семья – как система, как единый организм: — Особенности работы с семьей в сэндплей (разрешение сложных ситуаций в детско-родительских отношениях, семейных конфликтов); — Партнерские отношения родителей и специалиста (комплаенс); — Семья – как система контейнеров; — Психосоматика в семье. 2.Техники консультирование и диагностики семьи с помощью сэндплей: — Работа в рефлексивной команде (РК); — Незаконченные предложения как диагностика (Тест Сакса Леви); — «Родительский семинар» (А.С. Спиваковская); — «Семейная фотография» (К. Андерсон и Э. Мэлл); — «Остров решений» — Коучинговая игра (Гаврик А.В.); — «Серийные песочные композиции и рассказы» (модификация по методике Никольской И.М.); — «Сядем у песочницы рядком, да поговорим ладком» ((Гаврик А.В.); — Работа со сказкой (Л.Б. Фесюкова); — «Арт-альбом в песочнице». 3. Пример из практики работы с семьей — 7 встреч. 4. Работа с протоколом при работе с семьей. Практикум: — Разработать инструкцию к сказке для семьи на темы: «Сепарация», «Драчливость», «Развод», «Страх», «Опять двойка» «Потеря», «Праздник» и др. Занятие 10: Работа с семьями по запросу Содержание: 1.Алгоритм работы с родителями: — Что такое «Жалоба» и «Запрос». В чем отличие; — Как подвести родителей к формулированию четкого, предметного запроса (рабочего запроса); — Что такое необоснованные ожидания и как не попасть на родительские разочарования. 2.Подбор диагностических методик и заключение договора с родителями. 3.Особенности работы с семьей в онлайн при использовании песочницы. Практикум: Отработка реального случая по ролям с анамнезом: 1. Сформулировать рабочий запрос из жалобы родителей; 2. Разработать одно диагностическое и коррекционно-терапевтическое упражнение для данной семьи с помощью техники сэндплей. Блок: Идеи и модификации в песочнице Занятие 11: Идеи и модификации Содержание: 1.Принципы интеграции и модификации в сэндплей. 2.Понятие Психогеометрии: — Работа с песочницами разной формы и цвета (круглые, прямоугольные, квадратные); — Коучинговые игры и упражнения в треугольной песочнице. 3.Применение в работе кинестетического, цветного и мокрого песка. 4.Цветные бортики. 5.Понятие мандалы в песочнице. 6.Пустая песочница, перевернутая песочница. 7.Метафорические ассоциативные карты и художественные открытки в сэндплей. 8.Сказка на расставание с клиентом после окончания работы в сэндплей. Практикум: — Упражнение «Моя эмоция». — Упражнение «Групповая мандала. — Упражнение «Внутренняя игра». — «Я – клумба».
Сайт: vshp.pro
Телефон +7(495) 683-59-30
Адрес: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, 13 (здание Института психологии РАН)
Социальные сети:
Похожие программы
36000
г. Москва Есть представитель
27000
Продолжительность: 1-12 недель
г. Москва