Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

Московский Исламский Университет (Учреждение) (МИУ)

Год основания: 1999
Число обучающихся в вузе студентов: 181
Стоимость обучения в вузе: 40 тыс. руб.

Адрес: 109382, г. Москва, проезд Кирова, д. 12

Телефон: 
Показать

E-mail: m-i-u@inbox.ru
Сайт: Показать

загрузка карты...
Фотографии В МИУ прошел Молодежный вечер В МИУ прошел День открытых дверей Выставка редких экземпляров Корана прошла в МИУ В МИУ прошли соревнования по настольному тенису
Видео Вручение дипломов выпускникам МИУ
О ВУЗе

Московский исламский университет. В 1999 году был создан первый в столице России Московский исламский университет (МИУ) на основании решения его учредителя – Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР). У. зарегистрирован в качестве негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, может реализовать образовательные программы среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, а также образовательные программы послевузовского профессионального образования, осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, вести фундаментальные и прикладные научные исследования. Основной целью деятельности У. является повышение духовного потенциала и укрепление нравственных устоев общества, создание соответствующей основы в обществе для подготовки гармонично развитых и высокообразованных личностей, воспитанных в духе межнационального согласия, религиозной веротерпимости и уважения к духовным и культурным запросам общества и сфер их профессиональной деятельности.
С 1999 года по 2005 год У. вел работу по подготовке материально-технической базы. За этот период велась работа по формированию и разработке образовательных программ, образовательной Концепции и Устава университета, Правил приема, Правил внутреннего распорядка для студентов и преподавателей. Все документы – образовательные программы и локальные акты университета учитывают особенности исламского образования. В результате этой работы Московский исламский университет прошел процедуру лицензирования по подготовке бакалавров направления «Теология», создан теологический факультет. Образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 031900 Теология разрабатывалась на основании государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. Образовательная программа по подготовке специалиста по теологии носит светский характер и включает комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институционных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Специалист теологии готовится к выполнению научно-исследовательской, педагогической, переводческой, редакционно-издательской, социальной работы, оказанию юридических услуг и других видов деятельности. У. осуществляет также подготовку бакалавров по направлению 031100 Лингвистика; в настоящее время готовятся необходимые документы для лицензирования по другим направлениям.
Московский исламский университет создан на базе Московского Высшего Духовного Исламского колледжа (МВДИК), который работал с 1994 года при ДУМЕР. Целью образовательной деятельности колледжа является подготовка высокообразованных мусульманских священнослужителей – имам-хатыбов, имамов, а также преподавателей исламских дисциплин. Учебный план колледжа включает специальные, общие гуманитарные и языковые дисциплины. Общие гуманитарные дисциплины, изучаемые в колледже: История Древнего Востока; История Средних веков; История тюркских народов; История мусульманских народов; Философия; Философия ислама; Педагогика; Основы права и государства; Религия и политика; Политология; Специальные дисциплины: Коран; Таджвид; Основы веры; Фикх; Хадисоведение; Основы тафсира; Тафсир; Жизнь посланника Аллаха; История ислама; Религиозные течения ислама; Акида; Хутба-гомилетика; Сравнительный фикх; Теория фикха; Языковые дисциплины: Арабский язык; Английский язык; Татарский язык; Турецкий язык.
В колледже гармонично сочетаются процессы воспитания и обучения. Воспитательная работа связана с обучением будущих священнослужителей, преподавателей исламских дисциплин. Главное внимание обращается на изучение и раскрытие морально-этических ценностей ислама, на формирование у обучающихся нравственных качеств, таких, как порядочность, честность, справедливость, уважение старших, уважение людей другой национальности и веры, скромность, сдержанность, бережливость, умение держать слово, ответственность и др. Формы организации уроков, в зависимости от специфики предмета, различны: проводятся лекции, семинарские и практические занятия, консультации, курсовая работа. Особое внимание уделяется самоподготовке студентов. Учебный год делится на два семестра. По окончании летней сессии студенты на один месяц отправляются на практику. Каждый студент организовывает при мечетях летние курсы для детей и взрослых – обучает арабскому языку и основам ислама. К настоящему моменту осуществилось 8 выпусков, выпускники получили назначения в мечети городов: Москвы, Ярославля, Вологды, Твери, Перьми, Костромы, Нижнего Новгорода; Нижегородской, Московской, Пензенской, областей, Татарстана и Башкортостана, Удмуртии, Украины. Религиозные кадры выполняют большой объем работы: кроме выполнения функции имама-хатыба в мечети, они занимаются распространением религиозной культуры, ведут просветительскую работу – занимаются религиозным обучением детей и молодежи, дают знания по религии людям старшего возраста. Многие выпускники активно включены в такие сферы деятельности как социальная и редакционно – издательская работа и т.д.
В 2005 году на базе колледжа создан Московский исламский институт (МИИ) – духовное образовательное учреждение, целью которого является профессиональная подготовка широко образованных, грамотных священнослужителей и специалистов по различным направлениям исламской религиозной науки. Учредителем МИИ является ДУМЕР. Основные задачи исламского института заключаются в удовлетворении потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего духовного образования и повышения квалификации в избранной области профессиональной деятельности; а также в удовлетворении потребностей Учредителя в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным религиозным образованием. В задачи МИИ входят также организация и проведение научных исследований в области богословия, издательская деятельность, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей исламских учебных заведений. Институт имеет в своем составе отделения: Послевузовского исламского образования, Отделение среднего специального образования и Подготовительное отделение.
В настоящее время Негосударственное образовательное учреждение Московский исламский университет и Мусульманская религиозная организация – духовное образовательное учреждение Московский исламский институт работают в одной системе. Образовательная программа религиозного образования разработана по такой же схеме, как и образовательная программа теологического факультета. Учебные планы и программы максимально приближены, таким образом, все студенты теологического факультета одновременно со светской специальностью получат диплом высшего исламского образования. За годы обучения в университете заложенное семьей и духовной школой миропонимание и мироощущение дополняются и углубляются в процессе изучения мировоззренческих и специальных дисциплин.
Необходимую правовую, организационно-методическую базу позволяет создавать Учебно-методический отдел классических университетов России по Теологии. Тесное сотрудничество МИУ в составе УМО позволяет успешно развивать систему профессионального высшего исламского теологического образования в России. Разработан и утвержден Примерный учебный план с исламским блоком дисциплин конфессиональной подготовки, который включает: Исламское вероучение (Акида), Сакральные тексты (Коран, Таджвид), Текстология (Основы тафсира), Толкование Корана (Тафсир), Вероучительная литература (Коран, Хадисы), История конфессии (Сира и История ислама), Исламское право и законоведение (Шариат), Культ конфессии (Фикх), Язык сакральных текстов (Арабский язык). Разработаны учебные программы по этим дисциплинам, сейчас они проходят серьезную апробацию в У.
В целях формирования единого образовательного пространства, координации действий исламских учебных заведений, обеспечения защиты прав участников исламского религиозного образования и представления их общих интересов в государственных и иных органах, создан Совет по исламскому образованию при Совете муфтиев России. Совет курирует все вопросы в сфере мусульманского образования, организационным ядром при этом является Московский исламский университет. Университетская система путем непрерывного обучения и воспитания осуществляет целостный образовательный процесс. В настоящее время утверждаются единые образовательные стандарты, учебные планы, программы, издаются учебники для начальных и средних ступеней исламского религиозного образования. Определяется система критериев качества мусульманского образования, разрабатываются концептуальные основы преемственности всех уровней исламского религиозного образования. Объем и содержание знаний в первую очередь устанавливается для высшего профессионального уровня, представляя собой наиболее систематизированную форму, затем знания последовательно адаптируются к более низким ступеням обучения; содержание знаний определяется с учетом возрастных особенностей. Разрабатываются учебно-методические комплекты для начальных и средних образовательных учреждений (мактабов и медресе, воскресных школ), готовятся кадры для всех типов мусульманских образовательных учреждений. Высший тип учебного заведения помогает в организации учебного процесса структурам, осуществляющим более низкую ступень подготовки священнослужителей, осуществляет методическое руководство образованием. В настоящее время такие университетские центры организовываются в пяти российских регионах – Москве, Казани, Уфе, Сибири и на Кавказе, которые будут осуществлять управление, планирование, научно-методическое обеспечение и контроль всей системы исламского религиозного образования. Успешно развивается взаимодействие религиозных и светских учебных заведений в плане подготовки преподавателей, учебников и методических пособий.
Дополнительная подготовка, повышение квалификации действующих служителей культа из разных регионов России было и остается одной из ведущих направлений деятельности У. Программы обучения краткосрочных курсов более сжаты, но приближены к программам дневного обучения. Обучающиеся на этих курсах проходят тестирование, получают сертификаты, подтверждающие уровень знаний и право преподавания в начальных и средних религиозных учебных заведениях. При У. организовываются семинары, кружки, лекции известных исламоведов; действуют Центры обучения для взрослых и молодежи. Уроки исламской нравственности и морали дают им возможность понять их назначение в жизни и обществе, осознать ответственность за свои поступки. Основное внимание уделяется также обучению молодых родителей основам ислама, чтению Корана, нравственным нормам и исламским традициям воспитания детей. Развивается система получения второй квалификации через факультет дополнительного образования. Студенты, закончившие разные вузы, имеющие разные профессиональные квалификации, имеют возможность получения дополнительной квалификации по теологии, с тем, чтобы их профессиональная квалификация подкреплялась религиозными знаниями и мировоззрением.
Управление У. осуществляется в соответствии с законодательством и Уставом на принципах единоначалия и коллегиальности – в управлении участвуют Совет учредителей университета, Попечительский совет, Конференция, Ученый Совет, Ректор. В состав Попечительского Совета входят представители духовенства, науки и культуры, различных организаций, учреждений, обществ и фондов, в том числе благотворительных, содействующих созданию и развитию учебно-материальной базы университета. Высшим органом управления У. является Конференция научно-педагогических работников и представителей других категорий работников и обучающихся. Общее руководство У. осуществляет выборный орган – Ученый Совет университета и непосредственное управление деятельностью У. осуществляет Ректор. Ректором У. со дня его основания является Муртазин М.Ф.
Основные направления научной деятельности У. утверждает Ученый Совет, в состав которого вошли ректор университета, проректоры, деканы факультетов, представители учредителя. В соответствии с профилем У. осуществляет различные научные исследования: вопросы взаимосвязи светского и религиозного компонентов в профессиональном религиозном образовании; изучение истории развития мусульманского религиозного образования; инновационные процессы в профессиональном религиозном образовании России; исследование роли мусульманской культуры в воспитании нравственности подрастающего поколения; разработка концептуальных основ преемственности всех уровней религиозного образования; исследование состояния научного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Профессорско-преподавательский состав университета и студенты регулярно участвуют на конференциях по проблемам образования, симпозиумах и иных форумах, в том числе международных. Совместно с Советом муфтиев России проведены научные, научно-практические семинары, конференции по актуальным проблемам образования и науки по профилю университета. Одной из первых таких конференций, где рассматривались вопросы построения и деятельности системы исламского образования в России, включающей в себя непрерывное образование от детских садов до высших профессиональных учебных заведений, можно назвать Международную конференцию «Мусульмане России накануне третьего тысячелетия», состоявшуюся в сентябре 1997 года. Вопросы нововведений в образовательную систему, повышение эффективности и качества образовательной деятельности, соотношение религиозных и светских дисциплин в учебных планах рассматривались на международной конференции «Мусульманское просветительство в современной России», состоявшейся в марте 2006 года в Москве; В рамках второго Всероссийского мусульманского форума «Верующие России за единство и гражданское согласие», состоявшегося в ноябре 2006 года в г. Нижнем Новгороде, рассматривались вопросы издания учебников, учебных пособий для профессиональных исламских учебных заведений и т.д..
В 2005 году У. представил информацию в центральный банк данных по вузам России. Формы представления информации определены программным модулем сбора данных. Формирование и обновление данных о деятельности вуза по показателям государственной аккредитации осуществляется на основании ежегодно представляемой информации. Эти показатели имеют существенное значение для установления соответствия работы университета по показателям Госаккредитации.
Образовательный процесс обеспечивает студентам высокий уровень научных знаний, знаний духовной культуры, традиций, норм поведения, которые подлежат усвоению и осознанию. Важнейшая роль отводится воспитанию личности и формированию духовно-нравственной, познавательной, гражданской культуры, культуры общения, культуры здорового образа жизни. В формировании мировоззрения студентов У. опирается на принципы толерантности, уважения к взглядам обучающихся, на принцип самоопределения личности, т.е. стремится обеспечивать свободный выбор и воспитать ответственность за свои решения и действия. У. стремится давать более широкий базис для того, чтобы человек мог найти себя на рынке труда. Система религиозного образования по качественному уровню адаптируется к системе государственного образования. В квалификационных характеристиках исламского университета, кроме требований, прежде всего, к наличию знаний исламского вероучения, права, коранических знаний, важное место занимают требования о наличии знаний основ экономики, теории управления, педагогики и психологии, и многое другое. Что касается умений, они тоже разносторонние: выпускник исламского университета должен стать активным членом общины, преподавать, реализовать интересы общины, уметь вести диалог с представителями разных конфессий и т.д.
Профессорско – преподавательский состав У. формируется из союза между светской наукой и духовными школами. Учебные занятия по специальным дисциплинам проводятся преподавателями, утвержденными Ученым советом университета из числа, рекомендованных ДУМЕР. Перед преподавателями ставятся высокие требования в плане организационной компетентности – умения строить учебный процесс, организуя различные виды учебной работы. Учебные занятия по всем дисциплинам, включая и специальные, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, контрольных работ, тестов, самостоятельной работы, курсовой работы, различного вида практики. Практические занятия ведут и выпускники МВДИК, которые набирают опыт и продолжают повышать свои знания, обучаясь в аспирантурах разных российских вузов, ведут исследовательскую работу по исламской и современной проблематике. Светские предметы ведут преподаватели из МГУ, Военного университета, Университета Дружбы народов, сотрудники РАГС, РАО. Есть штатные преподаватели. Задача преподавателей университета – формировать профессиональные качества, гражданскую позицию, любовь к Родине, уважение ко всем религиям.

Редактировать информацию о вузе
Данное учебное заведение представлено в следующих разделах:
Поделиться:
Меню
Московский Исламский Университет (Учреждение)