Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва
Практическая психодиагностика
Программа курса
1 цикл
Психодиагностика личности: использование тестов-опросников.

Познакомит Вас с самым распространенным видом тестов, исследующих личность. Простота применения опросников, легкость обработки полученных данных, их наглядность сделали опросники наиболее популярным инструментом оценки личности. Но при этом, каждый специалист-психолог должен четко знать, что представляют собой эти диагностические методики, что скрывается за их фасадом.
1. Исследование самооценки и самоотношения (методика С.А.Будасси,  тест-опросник самоотношения В.В.Столина и С.Р.Пантелеева).
2. Диагностика потребностно-мотивационной сферы (методика исследования мотивации достижения, аффиляции А.Михробиана, УСК Дж.Роттера в адаптации Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А.М.Эткинда, моторная проба Й.Шварцландера).
3. Диагностика эмоциональной сферы личности (Самооценка психических состояний Г.Айзенка, методика исследования реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилберга и Ю.Л.Ханина, методика САН, Алекситимия – Торонтская алекситимическая шкала адаптированная в институте В.М.Бехтерева и другие).
4. Диагностика характера (методика на выявление акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека в модификации Ю.В.Кортневой, методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла (16-ти факторный опросник) адаптация А.Н. Капустиной).
5. Диагностика межличностных отношений (Социометрия Дж.Морено, опросник Т.Лири, методика диагностики типов реагирования в конфликтной ситуации К.Томаса, методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко).
6. Целостный подход к исследованию личности (методика измерения уровня самоактуализации личности (SАТ) адаптирован Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозманом, Е.М.Дубровской).

2 цикл
Проективные методы в психодиагностике личности.

Существует точка зрения, что психологу-консультанту, психотерапевту не нужна психодиагностика, так как он работает по запросу клиента, а громоздкие психодиагностические методики отнимают много времени. Эта точка зрения слегка устарела, так как западная психотерапия и консультирование сейчас тяготеют к краткосрочным программам, а для того, чтобы был реальный и быстрый результат важно самому психологу понимать, что происходит с его клиентом. Среди психодиагностических методик есть такие, которые одновременно дают и диагностический и терапевтический эффект, причем в одно и то же время - это проективные методики. В психодиагностике проекция понимается, как процесс и результат взаимодействия клиента с объективно нейтральным материалом (пятна, картинки, фотографии, рисунки и т.п.), в ходе, которого осуществляется идентификация и собственно проекция, т.е. наделение своими собственными мыслями, переживаниями. Таким образом, мы можем говорить, что продукты деятельности испытуемого несут на себе отпечаток его личности.
В этом цикле слушатели знакомятся с разными видами проективных методик.
1. Проблема возникновения проективных методов, их особенности и классификация. Апперцепция и апперцептивное искажение. Формы апперцептивного искажения. Современные концептуальные тенденции в проективной психологии. Некоторые постулаты о личности в рамках проективной психологии. Возможности и ограничения проективных методик.
2. Методы, основанные на выборе стимулов (тест цветовых предпочтений Эткинда и Бажина).
3. Вербально-проективные тесты (метод рисуночной фрустрации С.Розенцвейга, тест «Завершение предложений» Джозефа Сакса и Сидни Леви, РАТ (рисуночной апперцепции тест)).
4. Экспрессивные (рисуночные) методики (ДДЧ, «Человек под дождем», «Рисунок человека»). Преимущества терапии (проекции) рисунками и образами. Основные подходы к проективным методам в гештальттерапии («Слепой художник»,  методика «Имя», «Розовый куст», «Я и мой окружающий мир»).
5. Интерпретационные проективные методы  (ТАТ Генри Меррея, САТ Эрнеста Криса, «История существования предмета» – модификация теста кукол).

3 цикл
Диагностика природных психофизиологических особенностей человека.

Свойства нервной системы – это природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера (Б.М.Теплов).  В системе профессиональной ориентации и профессиональной консультации, в управлении формированием профпригодности, в профессиональном отборе очень важно знание индивидуальных природных особенностей людей. Успех в профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом часто определяется тем, насколько удается соблюсти правило «естественного соответствия», т.е. насколько круг профессиональных задач, стоящих перед человеком, близок его психофизиологическим особенностям и их привычным проявлениям.
1. Общая характеристика психофизиологических особенностей (по Б.М.Теплову). Жизненные проявления особенностей нервной системы.
2. Диагностика силы и слабости нервной системы (опросник Я.Стреляу, методика «Ассоциации» В.А.Данилова, методика «Исключение» В.А.Данилова, методика «Образование аналогий» В.А.Данилова).
3. Диагностика лабильности и инертности нервной системы (методика «Исполнение инструкций» В.Т.Козловой, методика «Код» В.Т.Козловой).
4. Психофизиологические особенности и их проявление в учебной деятельности.
5. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова.
6. Использование метода наблюдения для фиксации поведения человека в различных жизненных ситуациях (схемы наблюдения М.К.Акимовой и В.Т.Козловой, проявляющие силу, лабильность и подвижность нервной системы).

4 цикл
Возрастная психодиагностика.

Личность человека включает множества характеристик, каждая из которых входит в соответствующие подструктуры личности, которые, в свою очередь, и образуют целостную личность. К детскому психологу родители всегда приходят с какой-то проблемой, исходя из которой, он и проводит диагностическое обследование. Основная цель диагностики – выявление причин данной проблемы.
Рассмотрим частый запрос родителей школьников – трудности в обучении. Причины трудностей могут быть следующие: низкий уровень интеллектуального развития, нарушения внимания, плохая память, конфликты с учителем или сверстниками, низкая мотивация и другие. Как Вы видите запрос один, а причины у каждого ребенка разные. Может ли диагностика помочь детскому психологу разобраться с причинами и дать эффективные рекомендации? Безусловно! В этом цикле дается понятие о комплексной диагностике, основных принципах построения диагностического испытания и подбора методик, позволяющих исследовать не только личностные особенности, но и интеллект, познавательные процессы, межличностные взаимоотношения и многое другое.
1. Тесты как метод психодиагностики, имеющий широкое применение. Что такое комплексная диагностика и ее роль в работе практического психолога.
2. Значение и возможности ранней диагностики (от 0 до 3 лет).
3. Диагностика психического развития детей дошкольного  и младшего школьного возраста (авторские методики Гаврилушкиной О.П., Логиновой Г.П., Андрющенко Д.В., Гуткиной Н.И. и др.).
4. Такой сложный подросток!? (диагностика личностного развития детей подросткового возраста А.М.Прихожан).
5. Система возрастной диагностики и коррекции умственного развития (ТУР, ГИТ, ШТУР, АСТУР).
6. Профориентационная программа для старшеклассников (9-10 класс). Авторы: М.А.Иванова и Е.А.Якунина.

Предполагаемые варианты работы в группе:

А) Видеопросмотр и обсуждение диагностики реальных случаев.

Б) Демонстрация комплексной диагностики Ничиковой Е.В.

В) Проведение диагностики участниками группы (домашнее задание).  Обсуждение результатов, адекватности выбранных методов и встретившихся трудностей.

В программу цикла входит комплект авторских методик, которые приобретаются на 1 занятии. Стоимость комплекта 6000 рублей.
Данная учебная программа представлена в разделах:
ПредметПсихология
Вид обученияПовышение квалификации
Форма обученияОчная
Продолжительность обучения1 год
Стоимость73600
Объём курса в акад. часах360 ак. часов
График занятий
Выдаваемый документ
Контактный телефон Показать
Сайт Показать

Похожие учебные программы

Отзывы
Желаете оставить отзыв?
Меню
Институт современных психологических технологий