Практическая психодиагностика / Институт современных психологических технологий

Практическая психодиагностика

Институт современных психологических технологий

г. Москва
Banner 3
Banner 4
Banner 5

Рейтинги вузов

Глобальный сводный рейтинг лучших учебных заведений России

Лучшие программы вузов

Самые востребованные учебные программы

Подбор по профессии

Мы определим, какая профессия подойдет под ваши таланты

Программа курса 1 цикл Психодиагностика личности: использование тестов-опросников. Познакомит Вас с самым распространенным видом тестов, исследующих личность. Простота применения опросников, легкость обработки полученных данных, их наглядность сделали опросники наиболее популярным инструментом оценки личности. Но при этом, каждый специалист-психолог должен четко знать, что представляют собой эти диагностические методики, что скрывается за их фасадом. 1. Исследование самооценки и самоотношения (методика С.А.Будасси, тест-опросник самоотношения В.В.Столина и С.Р.Пантелеева). 2. Диагностика потребностно-мотивационной сферы (методика исследования мотивации достижения, аффиляции А.Михробиана, УСК Дж.Роттера в адаптации Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А.М.Эткинда, моторная проба Й.Шварцландера). 3. Диагностика эмоциональной сферы личности (Самооценка психических состояний Г.Айзенка, методика исследования реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилберга и Ю.Л.Ханина, методика САН, Алекситимия – Торонтская алекситимическая шкала адаптированная в институте В.М.Бехтерева и другие). 4. Диагностика характера (методика на выявление акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека в модификации Ю.В.Кортневой, методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла (16-ти факторный опросник) адаптация А.Н. Капустиной). 5. Диагностика межличностных отношений (Социометрия Дж.Морено, опросник Т.Лири, методика диагностики типов реагирования в конфликтной ситуации К.Томаса, методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко). 6. Целостный подход к исследованию личности (методика измерения уровня самоактуализации личности (SАТ) адаптирован Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозманом, Е.М.Дубровской). 2 цикл Проективные методы в психодиагностике личности. Существует точка зрения, что психологу-консультанту, психотерапевту не нужна психодиагностика, так как он работает по запросу клиента, а громоздкие психодиагностические методики отнимают много времени. Эта точка зрения слегка устарела, так как западная психотерапия и консультирование сейчас тяготеют к краткосрочным программам, а для того, чтобы был реальный и быстрый результат важно самому психологу понимать, что происходит с его клиентом. Среди психодиагностических методик есть такие, которые одновременно дают и диагностический и терапевтический эффект, причем в одно и то же время - это проективные методики. В психодиагностике проекция понимается, как процесс и результат взаимодействия клиента с объективно нейтральным материалом (пятна, картинки, фотографии, рисунки и т.п.), в ходе, которого осуществляется идентификация и собственно проекция, т.е. наделение своими собственными мыслями, переживаниями. Таким образом, мы можем говорить, что продукты деятельности испытуемого несут на себе отпечаток его личности. В этом цикле слушатели знакомятся с разными видами проективных методик. 1. Проблема возникновения проективных методов, их особенности и классификация. Апперцепция и апперцептивное искажение. Формы апперцептивного искажения. Современные концептуальные тенденции в проективной психологии. Некоторые постулаты о личности в рамках проективной психологии. Возможности и ограничения проективных методик. 2. Методы, основанные на выборе стимулов (тест цветовых предпочтений Эткинда и Бажина). 3. Вербально-проективные тесты (метод рисуночной фрустрации С.Розенцвейга, тест «Завершение предложений» Джозефа Сакса и Сидни Леви, РАТ (рисуночной апперцепции тест)). 4. Экспрессивные (рисуночные) методики (ДДЧ, «Человек под дождем», «Рисунок человека»). Преимущества терапии (проекции) рисунками и образами. Основные подходы к проективным методам в гештальттерапии («Слепой художник», методика «Имя», «Розовый куст», «Я и мой окружающий мир»). 5. Интерпретационные проективные методы (ТАТ Генри Меррея, САТ Эрнеста Криса, «История существования предмета» – модификация теста кукол). 3 цикл Диагностика природных психофизиологических особенностей человека. Свойства нервной системы – это природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера (Б.М.Теплов). В системе профессиональной ориентации и профессиональной консультации, в управлении формированием профпригодности, в профессиональном отборе очень важно знание индивидуальных природных особенностей людей. Успех в профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом часто определяется тем, насколько удается соблюсти правило «естественного соответствия», т.е. насколько круг профессиональных задач, стоящих перед человеком, близок его психофизиологическим особенностям и их привычным проявлениям. 1. Общая характеристика психофизиологических особенностей (по Б.М.Теплову). Жизненные проявления особенностей нервной системы. 2. Диагностика силы и слабости нервной системы (опросник Я.Стреляу, методика «Ассоциации» В.А.Данилова, методика «Исключение» В.А.Данилова, методика «Образование аналогий» В.А.Данилова). 3. Диагностика лабильности и инертности нервной системы (методика «Исполнение инструкций» В.Т.Козловой, методика «Код» В.Т.Козловой). 4. Психофизиологические особенности и их проявление в учебной деятельности. 5. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова. 6. Использование метода наблюдения для фиксации поведения человека в различных жизненных ситуациях (схемы наблюдения М.К.Акимовой и В.Т.Козловой, проявляющие силу, лабильность и подвижность нервной системы). 4 цикл Возрастная психодиагностика. Личность человека включает множества характеристик, каждая из которых входит в соответствующие подструктуры личности, которые, в свою очередь, и образуют целостную личность. К детскому психологу родители всегда приходят с какой-то проблемой, исходя из которой, он и проводит диагностическое обследование. Основная цель диагностики – выявление причин данной проблемы. Рассмотрим частый запрос родителей школьников – трудности в обучении. Причины трудностей могут быть следующие: низкий уровень интеллектуального развития, нарушения внимания, плохая память, конфликты с учителем или сверстниками, низкая мотивация и другие. Как Вы видите запрос один, а причины у каждого ребенка разные. Может ли диагностика помочь детскому психологу разобраться с причинами и дать эффективные рекомендации? Безусловно! В этом цикле дается понятие о комплексной диагностике, основных принципах построения диагностического испытания и подбора методик, позволяющих исследовать не только личностные особенности, но и интеллект, познавательные процессы, межличностные взаимоотношения и многое другое. 1. Тесты как метод психодиагностики, имеющий широкое применение. Что такое комплексная диагностика и ее роль в работе практического психолога. 2. Значение и возможности ранней диагностики (от 0 до 3 лет). 3. Диагностика психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста (авторские методики Гаврилушкиной О.П., Логиновой Г.П., Андрющенко Д.В., Гуткиной Н.И. и др.). 4. Такой сложный подросток!? (диагностика личностного развития детей подросткового возраста А.М.Прихожан). 5. Система возрастной диагностики и коррекции умственного развития (ТУР, ГИТ, ШТУР, АСТУР). 6. Профориентационная программа для старшеклассников (9-10 класс). Авторы: М.А.Иванова и Е.А.Якунина. Предполагаемые варианты работы в группе: А) Видеопросмотр и обсуждение диагностики реальных случаев. Б) Демонстрация комплексной диагностики Ничиковой Е.В. В) Проведение диагностики участниками группы (домашнее задание). Обсуждение результатов, адекватности выбранных методов и встретившихся трудностей. В программу цикла входит комплект авторских методик, которые приобретаются на 1 занятии. Стоимость комплекта 6000 рублей.
Сайт: www.paracels.ru
Телефон +7(495) 640-99-33
Адрес: г. Москва, 5-я улица Ямского поля, д. 5, стр. 1
Похожие программы
36000
г. Москва Есть представитель
27000
Продолжительность: 1-12 недель
г. Москва
65000
Продолжительность: 1 год
г. Москва