Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва
Основы современной психосоматики
Программа:
1.  Введение в психоанализ:
-стадии психогенеза
-структура психического аппарата
-теория влечений
-теория страха
-механизмы защиты.  

2. Метапсихология психосоматических расстройств.  
-Схема психического аппарата в первой топике.  Первичный процесс, принцип удовольствия; вторичный процесс, принцип реальности.
-Схема психического аппарата во второй топике.
Психические инстанции-Оно, Я, сверх-Я, связь между инстанциями.  

3. Понятие психосоматической организации личности.
Понятие структуры, уровня психической организации личности
Особенности ранних отношений при психосоматических нарушениях, развитие психических инстанций.  Понятие «Количественных» и «качественных» нарушений в диаде мать-дитя.  

4. Классический психоанализ и психосоматика.  
Особенности психодинамики психосоматических расстройств.  Взгляд З.Фрейда на проблему психосоматозов. Сравнение с истерической конверсмией, точки соприкосновения и различия.
Вклад Ф.Александера в развитие дисциплины.

5. Ранние психосоматические нарушения (Р.Шпиц, М.Фэйн).
Психотоксические нарушения по Р.Шпицу, первичный пассивный или активный отказ, первичная избыточная и тревожная забота; враждебность, маскированная тревогой; компенсаторная враждебность. М.Фэйн – специфические расстройства раннего детства.  

6.  Специфика психосоматической организации у ребенка.
Три семейства расстройств в детском возрасте. Соматический способ выражения у ребенка, его значение в детско-родительских отношениях. Использование тела ребенком, способы и значения. Соматизация как предшественник репрезентации и символизаций. Поздний выбор тела как средства выражения. Выбор с точки зрения психической экономики.  

7. Нарциссизм и бессознательный образ тела.
Определение нарциссизма (понятие первичного нарциссизма, отношение к понятию разных психоаналитических школ. Вторичный нарциссизм). Индикатор нарциссизма: тело и образ тела.

8. Психосоматические модели психики по Д.Винникоту.
Теория раннего развития Д.Винникота.  Три стадии раннего развития
Понятие переходного обьекта и переходного пространства. Понятие ложной и истинной самости. Мать как атмосфера - цели и функции.  Телесность и функциональность.  

9. Психосоматические инвестигации.
Современная классификация психосоматических расстройств (DSM-1Y, МКБ 10, вегетология, общесоматическая медицина). Феномен алекситимии: описание, психологические, психофизиологические модели генеза, методы диагностики. Феномен соматизации: роль эмоционального опыта (депрессии, тревоги), когнитивные и личностные детерминанты. Принципы психологической помощи при соматоформных расстройствах.  

10. Частные психосоматические проявления (аллергии, пищевые расстройства, кардиологические нарушения и др.)
Гормональные и вегетативные дисфункции. Особенности проявления у женщин.
Патологии желудочно-кишечного тракта. «Органный невроз» Ф.Александер.
Нарушения дыхательной системы, связь с инкорпорацией, интроекцией и проекцией (О.Феннихель). Сердечно-сосудистая система, нарушения в развитии, модели поведения, описание личности. (У. Ослер, А. Фридман). Аллергические нарушения, связь с нарушениями ранних объектных отношений. (Р. Шпиц) Импотенция, обусловленная психогенными факторами Кожные заболевания. Заболевания зрения и слуха.

11.  Основы психоаналитической техники ведения психосоматических нарушений.
Особенности терапии, сеттинга, кадра. Сложности переноса. Специфический терапевтический альянс.  Виды сопротивления.  Возможности интерпретаций.
Длительность куррации и ее привратности.  

12.  Проективные психологические  методики диагностики психосоматических нарушений.
- Стимульный материал:  (ассоциативный тест К.Г. Юнга). Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения").
-Методики интерпретации. (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); (Тест Сонди).
-Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).
-Методики изучения продуктов творчества . ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", Несуществующее животное)

13.  Основы техники куррации психосоматических нарушений в детском и подростковом возрасте.
Психоаналитический  и культурно-исторический подходы к психосоматическому развитию ребенка.  Основные линии психосоматического развития  на разных возрастных этапах, виды психосоматических расстройств у детей.   Особенности родительского отношения к детям в условиях хронического заболевания, патогенные типы детско-родительских отношений: симбиоз и  авторитарно-отвергающее отношение. Профилактика детских психосоматических расстройств.  

14.  Психозы и соматозы.    
Нозологическое положение. Психотическая линия, уровни фиксаций. Невротическая линия, эдипово ядро, границы структурирования. Пограничная линия. Психические травматизации - первый дезорганизатор психики. Ранний псевдолатентный период. Основные защиты. Судьба влечений при психосоматических нарушениях.

15.  Современные непсихоаналитические методы коррекции психосоматических расстройств.
Телесно-ориентированная психотерапия, системно-феноменологический подход Б.Хеллингеру (семейные, организационные, симптомные и структурные расстановки), гештальт-терапия, трансперсональная психология, холотропное дыхание.

16.  Итоговая  дипломная  работа.
Данная учебная программа представлена в разделах:
ПредметПсихология
Вид обученияПрофессиональная переподготовка
Форма обученияОчная
Продолжительность обучения2 года
Стоимость
Объём курса в акад. часах528 ак. часов
График занятий
Выдаваемый документ
Контактный телефон Показать
Сайт Показать

Похожие учебные программы

Отзывы
Желаете оставить отзыв?
Меню
Институт Психологии и Психоанализа