МГУТУ им. К.Г. Разумовского представил предложения по совершенствованию системы аграрного образования

9 июня Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам провел «круглый стол» на тему: «Актуальные вопросы образования и подготовки кадров для АПК: тенденции и перспективы». В мероприятии приняла участие ректор МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ) Валентина Иванова. 

Открывая дискуссию, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Николай Панков отметил, что «в новых экономических условиях, чтобы выполнить задачу по импортозамещению и обеспечить продовольственную независимость страны, необходимо за короткий период перестроить систему подготовки специалистов в сфере сельского хозяйства».

Предлагая обсудить механизмы взаимодействия органов власти, сельхозпредприятий и вузов, экономические стимулы для закрепления молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве, среди проблем Николай Панков, в частности, указал на: отсутствие четкого мониторинга потребности в специалистах с высшим и средне-специальным образованием, состояние технологической базы образовательных учреждений, отсутствие единого подхода к финансированию отраслевых вузов и стимулов для бизнеса по целевой подготовке кадров и их трудоустройства.

Заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Елена Астраханцева заявила, что ведомство «старается сделать систему образования для АПК современной и динамичной», и призвала все заинтересованные стороны к сотрудничеству с министерством, чтобы «подготовка кадров проводилась еще более качественно».

Для этого Министерство сельского хозяйства Российской Федерации предложило: внести изменения в Положение о целевом приеме, предусмотрев возможность участия в нем предприятий аграрного бизнеса; изучить вопрос о придании вузам, имеющим в своей структуре учебно-опытные хозяйства, статуса «сельскохозяйственный производитель», что даст право на получение государственной поддержки в виде субсидий; сельскохозяйственные специальности, обеспечивающие опережающее технологическое развитие отрасли (зоотехния, агрономия, ветеринария), включить в перечень приоритетных.

Позицию Минобрнауки в дискуссии представил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Александр Соболев. В его ведомстве считают, что качество образования и исследований «неделимо на вопросы отраслевого образования или вопросы тех вузов, которые находятся в ведении Минобрнауки из транспортной, сельской или медицинской сферы».

Говоря о «единых стандартах и прозрачности системы образования», чиновник также заявил, что инструменты, используемые Минобрнауки, «зарекомендовали себя как эффективные». А среди инструментов развития он назвал два: базовые кафедры и схемы целевого приема и обучения. По его мнению, «для подготовки кадров сельхозпрофиля важна практическая составляющая, и эта функция должна остаться у Минсельхоза».

Ректор МГУТУ им. К.Г. Разумовского Валентина Иванова представила данные по обеспеченности основных направлений пищевого производства кадрами и обратила внимание участников «круглого стола» на то, что сегодня вузы выпускают крайне мало специалистов для перерабатывающих отраслей и не закрывают потребности предприятий. «Необходимо увеличивать контрольные цифры приема для приоритетных отраслей: мясной, молочной, хлебобулочной», - подчеркнула она. Ректор МГУТУ также отметила, что сегодня складывается негативная тенденция по переходу к подготовке универсальных технологов, без определенной специализации. «Нужно сохранить существующее деление на технологов по мясу, молоку рыбе, кондитерскому производству», - заявила Валентина Иванова.

Ректор МГУТУ также заявила, что «вуз уже сегодня готов идти на проект «Целевой прием – контрактное трудоустройство» и сможет выполнить показатели по подготовке студентов».

В ходе обсуждения неоднократно отмечалось, что материально-техническая база отраслевых вузов устарела и нуждается в модернизации, а средств на ее обновление практически не выделяется. В этой связи предлагалось сохранить в структуре образовательных учреждений учебно-опытные хозяйства в той или иной форме хозяйствования как базовые, для которых предусмотреть государственную поддержку компенсирующую затраты предприятия на организацию и проведение учебных и производственных практик студентов.

Поделиться: